Ольга (osolntseva) wrote,
Ольга
osolntseva

Categories:

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШВЕЙЦАРИИ.

Самая маленькая политическая единица в Швейцарии - коммуна (община).

- Каждый гражданин Швейцарии является в первую очередь гражданином своей общины, затем гражданином своего кантона, и только затем — гражданином Швейцарской Конфедерации. Соответствующим образом построена и система налогообложения Швейцарии — каждый гражданин платит 3 разных подоходных налога: один в бюджет Конфедерации, второй в бюджет кантона, а третий — в свою коммуну.

- Некоторые коммуны такие же большие, как Цюрих - с более 400.000 жителей, другие очень маленькие - менее 50 жителей. Все вопросы, касающиеся жизни коммуны, решаются ее гражданами непосредственно. В небольших коммунах с этой целью образуется Коммунальная Ассамблея (Собрание общины). Она собирается регулярно для решения местных текущих дел, таких как финансовые и строительные проекты. Избирательные права предоставляются швейцарским гражданам, постоянно проживающим в коммуне.

- Собрание общины имеет право контроля за деятельностью общинной администрации, установления ежегодных смет, одобрения налогов и т.д.
Исполнительная власть в коммуне - местный совет, избираемый коммунальной ассамблеей и обычно работающий неполный рабочий день ( не на постоянной основе ). Коммунальная ассамблея также избирает- как правило, на полный рабочий день ( на постоянной основе )- клерка (секретаря) и других важных должностных лиц, таких как казначей. Учителя также нередко избираются коммунальной ассамблеей.
Местный совет ( совет общины) включает не менее 5 членов. Общинное начальство выполняет следующие функции:
а) реализация предписанных конфедеративными и кантональными законами задач;
б) выполнение общинных дел, если они не подпадают под компетенцию другой власти или общинного собрания;
в) предварительное обсуждение дел, выносимых на собрание общины;
г) проведение выборов;
д) поддержание спокойствия и порядка, обеспечение безопасности лиц и собственности.
Для поддержания порядка совет общины отдает полицейское распоряжение, в соответствии с которым могут быть арестованы ( на срок до 2 суток ) лица, угрожающие безопасности других лиц или их собственности. В дальнейшем общинное начальство выдает свидетельства о репутации жителей общины.

- Коммуны в Швейцарии обладают региональной автономией, в пределах которой они могут самостоятельно принимать решения. Эти пределы автономии определяются кантональными законами о коммунах. Среди наиболее важных обязательных полномочий коммун - школьное образование и социальное обеспечение, дорожная полиция, газ, электро- и водоснабжение и, в городских коммунах, местные общественные дороги.


- Иногда коммуны объединяются в ассоциации с целью совместного решения проблем, затрагивающих несколько коммун, таких как строительство и эксплуатация канализационных систем и оборудования по переработке отходов.

- Наиболее важные элементы Швейцарской конфедерации - кантоны. Их особую роль объясняют, в частности, тем историческим фактом, что именно они формировали конфедерацию и создавали коммуны на своей территории. В структуре страны кантоны занимают промежуточное (стержневое) место между коммунами на низшем уровне и конфедерацией на высшем. Особое отношение к кантонам проявляется, в частности, в том, что швейцарец имеет склонность чувствовать себя меньше швейцарцем, чем гражданином определенного кантона. Политические институты кантонов схожи с теми, которые имеются в коммунах и конфедерации.
Законодательная власть сосредоточена в Парламенте, избираемом жителями кантона и известном как Кантональный совет.
Парламентские выборы проводятся по пропорциональной системе по избирательным округам, на которые делится кантон. Кандидаты выдвигаются политическими партиями или группами избирателей.

- Исполнительная власть в кантонах принадлежит Правительственному совету. В кантональных правительствах всегда есть представители различных политических партий, однако здесь, как и в Федеральной ассамблее, нет деления на правительство и оппозицию.
Количество членов правительственного совета 5-7 человек. Как правило, устанавливается возрастной предел для членов правительственного совета ( например, в кантоне Цюрих - 66 лет). Избираются каждые четыре годы.
Кантональная администрация подразделяется на различные департаменты,наиболее традиционными из которых являются: иностранных дел, юстиции, полиции, финансовый, здравоохранения и др.
Кантон обычно имеет верховный суд, суд присяжных, апелляционный суд, хозяйственный суд и административный суд.
Политические права граждан также чаще реализуются в кантонах, а не на уровне конфедерации. В дополнение к избирательным правам здесь широко применяются народная инициатива и референдум.

Народная инициатива может проявляться как простое побуждение (в виде законодательных предложений) и в форме разработанного проекта. С помощью инициативы можно добиться изменения конституции, изменения или отмены закона, изменения подлежащего (согласно конституции) народному голосованию постановления. Необходимые для подачи народной инициативы 100.000 подписей должны быть поданы в бюро кантонального совета в течение 6 месяцев с момента начала сбора подписей.

Таким образом, применительно к народной инициативе многие кантоны, в частности кантон Цюрих, часто предоставляют своим гражданам возможность осуществления не только конституционной инициативы, но также законодательной инициативы.

Обязательному референдуму подлежат все изменения конститу-ции, финансовые постановления кантонального совета (кантона Цюрих) о единовременных расходах более 20 млн. франков,постанов-ления, которые кантональный совет хочет предложить народу от себя.
Факультативный референдум изредка дополняется "финансовым референдумом". Это означает,что государственные расходы сверх определенного уровня по требованию установленного числа избирателей должны быть представлены на одобрение народа.

Кантоны оказывают определяющее влияние на конфедерацию. В Федеральном Парламенте есть палата Совет кантонов,представляю-щая интересы кантонов. Каждый кантон, независимо от его размеров и численности населения, представлен в Совете кантонов двумя членами (полукантоны - одним). Решения Совета кантонов обычно более консервативны, чем Национального Совета ( второй палаты парламента ). Представители кантонов, как и члены Национального совета,голосуют без предварительных консультаций с их кантональными правительствами.
Кантон имеет право на обращение с инициативой к Конфедерации, требуя отмены или изменения статьи в Федеральной конституции или предлагая принятия новой статьи.


- В стране действует трехуровневая система налогообложения: федеральная, кантональная и муниципальная. С принятием Конституции, каждый кантон получил достаточный объем суверенных прав, включая собственные конституцию, законы и, конечно, право устанавливать местные налоги. На каждом уровне налоговой системы страны устанавливаются свои ставки податей и правила их начисления. Местные власти достаточно гибко и индивидуально подходят к каждому налогоплательщику, то предоставляя ему налоговые преференции, то лишая их.

- Федеральные, кантональные и муниципальные власти уполномочены устанавливать и взимать налоги в рамках своей компетенции, определенной федеральным законодательством, однако фискальные полномочия распределены таким образом, что конфедерация, кантоны и муниципальные структуры не мешают друг другу и не перегружают налогоплательщиков излишними обязательствами.

- Изначально конфедерация не имела возможности взимать прямые налоги. Рост финансовых потребностей вследствие экономического кризиса 1930-х годов и Второй мировой войны на конфедеральном уровне повлекли за собой введение подоходного налога и налога на имущество, а также налога на прибыль и капитал. Однако
доля конфедерации в налоговых сборах по-прежнему самая низкая в сравнении с двумя другими уровнями – около 70% доходов, поступающих в бюджетную систему страны, сосредотачивается в кантонах и общинах. Конфедерация имеет право на взимание лишь тех налогов, которые зафиксированы в конституции. Кроме того, ст.127 и 129 Конституции Швейцарии налагают на Конфедерацию ответственность за обеспечение действия запрета двойного налогообложения в межкантональных отношениях.
26 кантонов являются, согласно союзной конституции (с некоторыми оговорками), самостоятельными государствами, обладающими налоговыми полномочиями. Общее налоговое право, ограничивая конфедерацию немногими видами сборов, предоставляет кантонам широкое поле для формирования налоговой деятельности.

Так как кантоны обладают достаточно большой независимостью, то с целью привлечения инвестиций различные кантоны предлагают разнообразные налоговые льготы для местных компаний. Считается, что одними из самых льготных кантонов являются канторы Цуг, Фрибург, Тичино. Кантоны в принципе свободны в выборе взимаемых налогов за исключением специальных случаев, предусмотренных союзной Конституцией. Например, многие кантоны в последние годы отменили путем референдума налог на наследство для прямых наследников, став тем самым более привлекательными в качестве места жительства для состоятельных частных лиц. Муниципальные структуры имеют право взимать налоги лишь в рамках, определенных для них кантонами.

- Муниципальные органы обладают налоговыми полномочиями потому, что им, как автономным органам местного самоуправления, уделяется очень важное значение в общественной структуре. Наряду с задачами, которые они решают будучи сообществами совместно проживающих граждан, муниципальные образования наделяются также полномочиями, находящимися в других странах в исключительном ведении государства, как, например, начальное школьное образование, социальное обеспечение и медицинское обслуживание. Хотя эти задачи решаются под общим наблюдением государственных органов и при финансовой поддержке государства, покрытие соответствующих расходов в основном является делом муниципальных органов. Отсюда – необходимость подключить муниципальные образования к поиску финансовых источников. Поэтому функциональная автономия муниципальных образований и их фискальная самостоятельность неразделимы.
- Швейцарская система налогообложения считается наиболее привлекательной в Европе. Как утверждают местные юристы, бывают ситуации, когда проживающий в этой стране человек платит один-единственный налог. Но самое главное, что бремя это относительно невелико. По сравнению с большинством стран ЕС и США, где налоги составляют от 30 до 55%, в Швейцарии суммарное налогообложение не превышает 25% от доходов.
Налоговое законодательство в Швейцарии довольно мягкое. Вопросы уклонения от налогов, как правило, не рассматриваются в судах (а если и рассматриваются, то далеко не всегда решаются в пользу государства) – они находятся в компетенции профильных органов. Вообще уклонение от уплаты налогов в Швейцарии, по сути, не считается преступлением. Это обусловлено исторически сложившейся привычкой швейцарцев ставить интересы граждан выше интересов государства, так как предполагается, что человек совершил всего лишь ошибку – по забывчивости не указал точную сумму своих доходов.

- Возможен и такой вариант: лица без деловых связей (т.е. не ведущие коммерческую деятельность на этой территории) в кантоне платят 7% вместо всех налогов кантона.

- Интересно, что даже на достаточно невысокие кантональные и муниципальные налоги имеются льготы в виде налоговых каникул, которые позволяют освободиться от части местных налогов на 10 лет. Для этого нужно создать 10-20 рабочих мест и заниматься видом бизнеса, в котором местные власти видят необходимость.

- Кроме того, каждое физическое лицо, подпадающее под действие подоходных налогов Швейцарии в качестве работника, имеет право на вычет из налогооблагаемого вознаграждения любых расходов, прямо связанных с занятостью, включая:

• Орудия труда, инструменты и техническую/специальную литературу, необходимую для работы.
• Командировочные расходы, невозмещенные работодателем.
• Невозмещенные расходы на продолжение образования, необходимого для работы.
• Расходы на личное рабочее место, не возмещенные работодателем.
• Представительские расходы, в случае, если они последовали исключительно в деловых интересах работодателя;
• Транспортные расходы на оплату дороги на работу и с работы (в соответствии со стоимостью проезда на общественных видах транспорта).
• Дополнительные расходы на питание вне предприятия.


- Ставки федерального подоходного налога являются прогрессивными. Они варьируются от 0% до 11.5% в зависимости от размера налогооблагаемого дохода и семейного положения налогоплательщика.

Ставки кантональных и коммунальных налогов различаются в зависимости от кантона и коммуны. В среднем они обычно в два раза выше ставок федеральных налогов.


- Особенности налогообложения отдельных типов предприятий.

В целях стимулирования деловой активности законодательство Швейцарии предусматривает возможность предоставления специальных налоговых льгот.
В частности большинство кантонов предоставляет частичное или полное освобождение от налогов сроком до 10 лет для вновь создающихся фирм, а на федеральном уровне аналогичные льготы могут предоставляться предприятиям, занятым в ключевых отраслях экономики, имеющих важное значение для федерального правительства.


- Швейцарская конфедерация до середины XIX века считалась одной из беднейших европейских стран, которую сотрясали частые религиозные войны и борьба за власть. Но в начале XXI века Швейцария уже была отнесена Всемирным банком к группе самых богатых государств мира. По объему ВВП в 2006 году Швейцария занимает 17 место в мире, а как экономический партнер Евросоюза находится на 2 месте после США, превзойдя по внешнеторговому обороту с ЕС даже такого гиганта, как Япония.

В специально подготовленном исследовании такая метаморфоза объясняется внедрением высокоэффективной общественно-политической системой управления, основанной на соблюдении демократических правил, уважения прав человека.
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества.


- Управление Швейцарией происходит на трех государственных уровнях: во-первых, на уровне общин,  во-вторых, на уровне 26 автономных кантонов, в-третьих, на уровне
конфедерации.

- Только во времена французской оккупации под предводительством Наполеона существовало унифицированное государство и централизованная система. За исключением этого периода Швейцария всегда придерживалась федерализма, настоящего федерализма, который вырос на исторической основе небольших общин, городов и областей. Это особенно касается деревень, которые всегда были организованы по принципу кооперативных сообществ. Так, все проблемы, с которыми не могли справиться в семье, передавались на рассмотрение деревенского сообщества; фактически большинство жителей были связаны географическими границами своей территории, особенно в горных долинах. Такие автономные сообщества стали ячейками федеральной демократии, и в наши дни это исторически сложившееся политическое самосознание остается глубоко присуще швейцарским гражданам.

- В соответствии со ст. 3 федеральной конституции, кантоны обладают суверенитетом настолько, насколько этот суверенитет не ограничен конституцией.

- Важно отметить, что политическая власть всегда оставалась в руках народа, так как в Швейцарии никогда не было королей, князей или суверенного главы государства. Так что процесс передачи автономии кантонам не является децентрализацией. Напротив, Федерация получает свои полномочия с согласия кантонов и – в первую очередь – напрямую от народа. Здесь видна разница между национальным и федеративным государством, из которых только второе является истинно плюралистическим.


- Тезис первый: Плюралистическая культура нуждается в федерализме.


- Все уровни государственной власти в Швейцарии обладают финансовым суверенитетом, включая право налогообложения.
Такая система ведет к делегированию ответственности и, в конечном итоге, способствует развитию самоответственности. В этом случае эффективность правительства гораздо выше, чем в чисто исполнительской системе. Власти, а также политические партии и все граждане получают мотивацию и вынуждены принимать участие в процессе принятия решений. Они яснее представляют себе, что лежит в основе принимаемых решений, и, в некотором смысле, вынуждены действовать быстрее, лучше и в меньшем масштабе, что означает также более творческие и менее затратные решения, и, в конечном итоге, они должны проявлять гибкость. Таким образом, если конкретные задачи могут решаться на самом низком уровне государственной власти (в данном случае на уровне местного самоуправления), соответствующие полномочия и автономия должны быть делегированы на этот уровень.
В большинстве случаев, оказывается, что федеративная система наилучшим образом обеспечивает мирное решение конфликтов. Система принятия решений более гибкая. Диапазон различных политических партий шире. Каждый может отождествить себя с системой, такой, какая она есть на местах.


- Тезис второй: Национальные государства слишком велики, чтобы быть социальными общностями. С другой стороны, они слишком малы, чтобы в одиночку защитить себя, слишком малы в экономическом плане, слишком малы для политических действий.


- Население никогда не было однородным. Различий много: язык, религия, культура, проживание в разных условиях, социальная и экономическая ситуация, образование, место работы и т. д. Дополнительные факторы, такие как политические структуры, мобильность, инфраструктура, разделение труда, социальная защищенность, состояние окружающей среды и другие, влияют – положительно или отрицательно – на существующие различия. Конфликты, рожденные на этой почве, не могут быть решены в централизованном государстве, история подтвердила это во многих случаях.
Даже сегодня можно услышать заявления о том, что меньшинствам нужно предоставить собственную территорию. Однако дело не в том, чтобы постараться удержать их вместе, гораздо важнее научить их мирно сосуществовать и идти на взаимные уступки. Поэтому надо начать с предоставления меньшинствам общих прав (защищенных судом и, если нужно, правительством и парламентом), политических прав («один человек, один голос») и необходимой автономии, чтобы они могли самостоятельно решать как можно большее число своих проблем.


- 2.4. Политическая реализация федерализма.
Несмотря на огромную разницу между кантонами, швейцарская конституция основана на принципе равных суверенных прав для всех кантонов. Конституционные поправки требуют двойного большинства: с одной стороны, для голосующих граждан и, с другой стороны, для кантонов (один кантон, один голос; независимо от размера и численности населения). Все кантоны имеют равное право выбирать двоих «сенаторов» во вторую палату, совет кантонов (который состоит из 46 членов). Эта палата, которую можно сравнить с американским сенатом, имеет равные полномочия с первой палатой, национальным советом (куда входят 200 представителей от народа), который можно сравнить с палатой представителей США. Таким образом, конституция равно учитывает оба принципа «один человек, один голос» и «один кантон, один голос»[8]. Обе палаты следуют «старомодному» принципу народного ополчения, и это доказывает, что швейцарский федерализм придерживается общепринятых решений.


- 3. АВТОНОМИЯ КОММУН: ШВЕЙЦАРИЯ КАК ПРИМЕР?
3.1. Общие положения
Как это ни странно, федеральная конституция не гарантирует местной автономии. Более того, в ней вообще не упоминаются кантоны (!), хотя они и являются носителями устоявшихся традиций и принадлежат к основным политическим ценностям.
С точки зрения Федерации, местные структуры считаются элементами, полностью интегрированными в кантональную структуру. Только в исключительных случаях они напрямую упоминаются в федеральных законах, постановлениях и программах. Это никак не обосновывается в тексте федеральной конституции, которая не содержит точных формулировок по этому вопросу. Однако, это является продолжением конституционной традиции и политической культуры страны. Оба этих фактора в значительной степени дополняют «писаную» конституцию и лежат в основе двойственного характера швейцарского федерализма. Не допуская взаимодействия между федеральным правительством и местными органами самоуправления, эти факторы подчеркивают кардинальную роль кантонов, которые являются не только центром и средоточием социального и культурного плюрализма и политической демократии, но и «мостом» между центральным и местным уровнями правительства[9].


Тезис третий: Федерализм, самой сутью которого является плюрализм, кажется, имеет одного смертельного врага – унитарное и централизованное национальное государство. ( Предлагаю убедиться на вот этом примере:

Приход нацистов к власти. Унификация общественной и политической жизни (1933-1934)  http://osolntseva.livejournal.com/965540.html  )



- 3.2. Развитие коммун
Семья во все времена была наименьшей социальной единицей в Швейцарии. Точно также наименьшей политической единицей была коммуна, которая является существенным элементом сложившейся политической системы. Такое кооперативное сообщество решает вопросы проживания, обучения и образования, труда, отдыха, здоровья и социального обеспечения тогда, когда семья не может решить их самостоятельно. Довольно долго термин «свобода» относился скорее к муниципалитетам, чем к отдельным гражданам. С другой стороны, кантонам приходилось решать другие задачи, особенно в области обороны, правосудия, финансов и экономики.


- Тезис четвертый: Люди чувствуют себя свободными только тогда, когда они несут ответственность.


- 3.3. Организация коммун
Как мы сказали, Федерация состоит из 26 кантонов, или полукантонов. Их территории – очень отличающиеся по размерам – определены в федеральной конституции. Но эти границы не совпадают с языковыми, религиозными, культурными и другими границами. Также как кантоны, коммуны имеют свои строго очерченные границы. Вся Швейцария состоит из 300 коммун, среди которых есть и большие города, например Цюрих, и маленькие деревушки, такие как Ларгарио, где проживает 12 человек.
Учитывая такую ситуацию, было бы наивно полагать, что ко всем местным структурам можно применить искусственно созданные стандартные решения. На самом деле, все эти разные структуры явились следствием различий, и только они могут помочь справиться с этими различиями. Общая культура может быть какой угодно, только не монолитной, и фактически представляет собой нечто совершенно противоположное: многогранное и плюралистическое.

Обычно коммуны состоят из двух или трех органов. Дальнейшая регуляция находится в компетенции кантонов. Исполнительная власть называется муниципальным советом, и является коллегиальным органом, избираемым гражданами. Как правило, муниципальный совет состоит из 5-9 членов.
Высшим коммунальным органом может быть общее собрание избирателей или в более крупных коммунах, коммунальный парламент. Общее собрание избирателей считается основным элементом прямой демократии. В тех коммунах, где есть коммунальный парламент, должны действовать такие демократические права как инициатива и референдум. На местном уровне не существует четкого разделения исполнительной и законодательной власти[10]. Это можно считать следствием издавна сложившихся кооперативных структур.


Тезис пятый: Автономные коммуны являются настоящими ячейками демократии и федерализма.


- 3.4. Защита автономии коммун Высшим федеральным судом[11]
Как мы сказали, права и обязанности коммун определены только в кантональных конституциях. До 1999 г. в федеральной конституции не было упоминания о них. Тем не менее, спустя два года после своего образования, Высший федеральный суд решил предоставить коммунам автономию.
Свобода децентрализованных единиц гарантирует наибольшую личную свободу. Если граждане могут принимать участие в процессе принятия решений в своих небольших законодательных округах, исполнительная и законодательная власть будет более умеренной.

- кантональному правительству запрещается вмешиваться в местную автономию, если это законодательно не предусмотрено в конституции или законах.


- Тезис шестой: Местным органам власти должна быть предоставлена автономия. Принимая на себя ответственность, они смогут работать эффективнее.


- 3.5. Задачи и полномочия коммун
В целом, все задачи, которые не подлежат ведению Федерации или кантонов, решаются в коммунах, которые также распоряжаются своими собственными финансовыми и административными ресурсами. Коммуны могут строить улицы и площади, школы, системы водоснабжения и канализации и т. д. Недавно к их задачам добавились социальное обеспечение, образование, градостроительство и обустройство территории, защита окружающей среды, спорт, отдых, культура и здравоохранение.

Как мы видим, местная автономия – это кантональное право, гарантированное конституционным законодательством. Кантоны могут очень по-разному распоряжаться этим правом. Некоторые кантоны предоставляют своим коммунам очень широкую автономию (обычно это немецкоязычные кантоны, которые происходят от торговых кооперативных сообществ), тогда как другие предпочитают действовать достаточно централизованно (франкоязычная часть, которая находится под влиянием французской системы национального государства). Положения, касающиеся местной автономии, часто входят не только в кантональную конституцию, но и в особые кантональные статуты. И, наконец, обычное право также играет довольно значительную роль.


Тезис седьмой: говоря о реальных единицах Федерации, нужно говорить скорее о функциональных, а не полномочных единицах.


- В конце концов, важность автономных единиц (будь это коммуны, регионы или кантоны) признают все. И мы приводим последний тезис Дениса де Ружмона:

Тезис десятый: «Регион должен быть совокупностью самоуправляемых единиц»[19].
Более крупные образования, не имея возможности играть роль социальных общностей, не могут быть эффективными без автономных коммун, поэтому
… федерализм без автономных коммун? Невозможен!



Источники:
http://www.gmu-countries.ru/europa/switz/switzerland-elections.html
https://www.factroom.ru/facts/11430
http://int-gym.limarevvn.ru/s1.htm
http://www.sudru.ru/%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0-%D1%8E%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0/%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%B8/470167-%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D1%88%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8-%D0%B2-%D1%88%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8-%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B5-3-%D1%82%D1%8B%D1%81%D1%8F%D1%87-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD-%D0%B8-23-%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D1%8B


http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-102201

http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n6/stat12/
https://www.gazeta.ru/business/2016/03/09/8108231.shtml
Tags: КОММУНЫ, КОММУНЫ ШВЕЙЦАРИИ, ШВЕЙЦАРИЯ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments