Ольга (osolntseva) wrote,
Ольга
osolntseva

Category:

КУДА УШЛА БОЛЬШАЯ МАТЬ? (продолжение).

https://www.proza.ru/2017/02/27/2287

Куда ушла большая мать? (продолжение, начало см.

http://osolntseva.livejournal.com/1101236.html )
ЛЕГКО И ПРОСТО

Если молодую маму обучили уходу за новорожденным малышом, она не испытывает заметных трудностей и ее материнство действительно становится счастливым, она достигает  того самого комфортного состояния, к которому стремится каждая мать. Однако, сегодня  необходимость передачи материнского опыта почти забыта  и обучение премудростям материнского искусства происходит крайне редко. Мужчина, равно как и бездетная женщина, не видит в ребенке живое существо. Именно поэтому в медицине укоренилось мнение, что рождающийся младенец – это бесчувственное полено, которое ничего не помнит о своем рождении. Точно также и ребенок в возрасте до года является бессловесным и ничего не помнящим объектом. В этом свете главным критерием оценки качества материнских действий по отношению к младенцу стало выживание, т.е. если ребенок выжил, несмотря на действия матери, значит, все в порядке. Именно этот постулат послужил основой для «улучшения» качества медицинских услуг матерям и развития детско-материнской индустрии. Сегодня мы имеем огромный рынок под названием «материнство и детство», который абсолютно не учитывает физиологию и биологию женщины и маленького ребенка и благодаря которому мы получаем новые и новые поколения детей со стремительно снижающимся качеством здоровья.


Процесс забывания необходимости материнского профессионализма шел постепенно, в течение нескольких веков и даже тысячелетий. Отклонения от биологической нормы в воспитании детей начались с  момента разрушения общины и больших семьи, где девочка с раннего детства имела возможность наблюдать за поведением опытных матерей, помогать им в уходе за грудными детьми и таким образом готовиться к материнству. Как только был разрушен общинный быт, где существовал единый женский коллектив передававший материнский опыт и воспитывающий молодых матерей, рациональный материнский опыт начал деформироваться и утрачиваться.

В XYI веке в городских домах еще сохранялось деление на мужскую и женскую половину. При такой организации жизни семьи женщины,  девочки и маленькие дети до 6-7 лет жили в одной части дома, а в другой части дома жили мужчины и мальчики старше шести-семилетнего возраста. Таинства родоразрешения и взращивания младенца бытовали на женской половине дома. Такая организация жизни семьи позволяла сохранить большую часть материнского опыта.

Однако с  изменением семейного быта, исчезла женская половина, ее заменила супружеская спальня. В тот момент никто и не подозревал, что с разрушением женской половины и "улучшением" бытовой жизни безвозвратно разрушится и материнское умение взращивать и воспитывать полноценных людей. В тот момент это искусство всем казалось данностью, которая никуда не денется.

А дальше – больше. Городская среда породила возможность на первый взгляд  безнаказанного отступления от норм, определенных природой. Так в среде знати возникла мода передавать детей кормилицам-мамкам, которые действительно заменяли родную мать. Так был создан прецедент показывающий, что ребенка может вырастить не только биологическая мать, но и другая женщина. Именно этот прецедент послужил  основой для далеко идущего вывода. Если ребенка может кормить не только мать, значит, мать можно заменить, причем не только живой женщиной-кормилицей, но и какой-либо обманкой. Так появилась идея неживой матери-няньки, олицетворением которой стали пустышки, бутылочки с соской и колыбельки-коляски. Эти заменители матери успешно использовались как городскими, так и деревенскими жителями. За идеей пустышки и люльки последовала идея отселения ребенка в отдельную кроватку и в отдельную комнату, которая успешно сочеталась с идеей искусственного вскармливания из бутылочки. Позднее к идее искусственного вскармливания  присоединились памперсы. Именно так, постепенно и незаметно человечество пришло к идее воспитания ребенка без матери.


Мужское кощунство в сфере материнства.

Итак, в свое время «бесчувственному» дитяте предложили кормилицу в замен родной матери. И это стало началом развития института кормилиц. Первоначально кормилицы существовали в тех исключительных случаях, когда биологическая мать погибала. Впоследствии к услугам кормилиц стали прибегать более активно в  среде городской знати, а затем и в деревенском быту. Это породило возможность на первый взгляд безнаказанного отступления от норм, определенных природой. Роль материнского тепла, материнской нежности, материнского опыта стала отходить на второй план. Выжить ребенку помогала чужая женщина, а развитие индустрии позволило использовать в этой роли не только кормящую женщину, но и искусственное вскармливание из бутылочки с соской. По сути, «развитие цивилизации» заменило родную маму не только на любую постороннюю женщину, но даже на мужчину.

В настоящее время наличие матери рядом с ребенком уже не означает, что он получит свою дозу заботы и внимания, во всяком случае, такого, на которое он рассчитан природой. Мама не кормит грудью, да и не собирается этому учиться, ведь грудное вскармливание вполне может заменить бутылочка со смесью и пустышка. Вместо того, чтобы учиться ориентироваться в естественных нуждах ребенка, что до сих пор успешно делает любая нецивилизованная африканка,  современная мама оденет на него памперс и даст бутылку со смесью. Искусство ношения ребенка на руках, необходимое для правильного роста и развития малыша, сначала заменит коляска, кроватка и всевозможные креслица, а потом — лечение врожденного вывиха бедра и других болезней опорно-двигательного аппарата в ортопедическом центре.

Для современного рынка такая мама представляет собой идеального потребителя, которому можно постоянно «впаривать» последние достижения дизайнерской мысли. Многочисленные  журналы для родителей на 60% состоят из рекламы детского питания всех видов и мастей, качающихся колыбелей с подогреваемым матрасиком и метрономом, отсчитывающим «удары сердца» искусственной мамы, модных бутылочек и сосочек имитирующих «материнскую грудь», ходунков, прыгунков и прочих аксессуаров. Все это «облегчает» быт женщины, замученной материнством, и удаляет ее от ребенка все дальше и дальше. И напрасно замороченные мамы все ждут, когда же их инстинкт им что-нибудь подскажет. В таком обществе инстинкт будет молчать, а заблуждения накапливаться, пока не приведут полному уничтожению здоровых детей, которых уже сегодня сохраняется не более 10%.

Любые, даже невинные, нарушения репродуктивного процесса на этапах зачатие – беременность – роды – грудное вскармливание – уход и воспитание ребенка от рождения до 3-х лет приводят к нарушению психики и физического здоровья потомства. Однако даже незначительные отклонения в развитии психики и нервной системы, поначалу кажущиеся  несущественными, от поколения к поколению становятся все более и более заметными и, в конце концов, приводят к открытым формам психических и физических заболеваний. То, что сегодня мы видим вокруг, является постоянным подтверждением этого тезиса.


ПОПЫТКА ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ

В ХХ веке масштабы вредоносного разрушения сферы материнства приобрели настолько колоссальные размеры, что заставили исследователей мужчин доказывать мужчинам-акушерам, что ребенок живое и чувствующее существо. Он помнит процесс родов и условия ухода за ним в раннем возрасте. Выяснилось, что младенец ожидает от матери правильной беременности, родов, грудного вскармливания и адекватного ухода в раннем возрасте. Оказалось, что у детей есть врожденные ожидания относительно всей репродуктивной цепочки и если что-то вышло за пределы этого соответствия, ребенок получает серьезную психотравму, которая в итоге способна разрушить его здоровье. Об этих фактах пишет множество авторов, по этой тематике проводятся самые разные исследования.

В апреле 2005 года исполняется уже 20 лет как в городе Форталазе (Бразилия) Европейское и Американское региональное бюро ВОЗ провели международную конференцию с участием специалистов из Северной и Южной Америки и Европы, на которой были разработаны «Рекомендации по технологии родовспоможения». Было решено полностью пересмотреть отношение к матери и ребенку и приблизить его к лучшим гуманистическим идеалам. Впервые в медицинских рекомендациях говорилось о том, что выбор места для родов следует предоставить самой женщине. Она должна иметь возможность оставаться рожать своего младенца в родном доме, а не только в медучреждении.

Для внедрения в широкую практику рекомендаций по родовспоможению и программы поддержки и поощрения грудного вскармливания в 1989 году Всемирная Организация Здравоохранения и Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) выступили с совместным заявлением о роли служб помощи матерям в защите, содействии и поддержке грудного вскармливания.  Появление этих документов явилось результатом широкомасштабного исследования уровня здоровья подрастающего поколения в связи с продолжительностью и качеством грудного вскармливания в странах Европы и Америки. Неутешительные результаты исследования (продолжительность кормления грудью до 3мес. – менее 14%) послужило мощным стимулом для пересмотра сложившихся взглядов на практику родовспоможения и направления оказываемой помощи новорожденным детям и матерям, налаживающим грудное вскармливание.

С некоторым опозданием, Россия тоже присоединилась к распространению программ ВОЗ. С 1995 года сначала в Москве, а затем и по всей России были разработаны подробные федеральные программы, которые должны были очень быстро привести наше общество к значительному прогрессу в области гуманизации родовспоможения и кормления грудью.  Однако чуда так и не произошло. Да и не могло произойти, потому что всевозможные фонды, комиссии и рабочие группы составляли свои грандиозные «программы по улучшению….», «национальные планы преодоления……» совершенно одинаково с применением все той же мужской логики. Можно выделить следующие направления, прилагаемых усилий: увеличение финансирования медучреждений; выпуск плакатов, буклетов, брошюр; удорожание и усложнение медицинских пособий женщинам, беременным, роженицам и новорожденным; увеличение масштабов, проводимой диагностики и т. д. и т. п. В результате, в российских родильных домах и по всему миру по-прежнему широко распространена методика медикаментозного ведения родов, не учитывающая естественных ожиданий роженицы и новорожденного. Этот подход удивляет полным  отказом женщине в праве на выбор, а также в возможности проявлять эмоции и стремление к комфортным родам в домашних условиях – она всего лишь родильный аппарат! Немногим отличается и отношение к появившемуся на свет ребенку, который не имеет права на реализацию своих естественных физиологических и психоэмоциональных потребностей.

Помимо инициатив идущих сверху появились ростки инициатив, идущих снизу. Бесправное положение матери и ребенка в условиях родильного дома перестало устраивать многих родителей и подтолкнуло их к поиску альтернативы. Им хотелось вернуться к рождению ребенка как к интимному семейному событию. В России такие родители приходят в объятия многочисленных клубов и центров, пропагандирующих непроверенные способы родовспоможения и методики взращивания детей, к которым следует отнести водные роды и сопровождающие их методики «пыток для младенцев» под заманчивыми названиями «бэби-йога» и «динамическая гимнастика». Получается, что утрата позитивного материнского опыта приводит ищущих родителей к выбору между медицинскими и водными родами, которые равнозначны по степени травматизации как для младенца, так и для матери.


ПУТЬ К СПАСЕНИЮ

Каждой маме хотелось бы видеть своего ребенка здоровым и счастливым. Современные подходы к взращиванию потомства не могут этого обеспечить. Единственный путь возрождения забытого опыта – обращение к истокам. Почему во всем мире так велик интерес к воспитанию детей у примитивных народов (африканские племена, народы Австралии и Океании, и т.д.)? Потому что до трех лет их детишки значительно опережают в развитии своих сверстников европейцев, у которых есть все блага цивилизации. В первые годы жизни уход за малышами у нецивилизованных народов подчинен строгой системе мировоззренческих запретов и требований, основанных на биологических и физиологических законах, которые позволяют младенцу максимально развить свой потенциал. Современное общество утратило эти знания. Какие-то приемы «народного» воспитания сохранились лишь в многодетных семьях, которые чудом сохранили культурные традиции или где наличие большого количества «опытного материала» позволяет отбрасывать методы воспитания детей «не работающие» на практике. Простое копирование некоторых приемов (например, заполонившие западный рынок сумки-кенгуру) на самом деле не дает такого эффекта, как изучение традиционного подхода к воспитанию в многодетных семьях.

Кроме этого на сегодняшний день уже существуют методики естественного родовспоможения, налаживания грудного вскармливания и обучения матерей уходу за новорожденными и грудными детьми. Носителями этого опыта являются специалисты немедицинских материнских профессий: консультанты по грудному вскармливанию, инструктора по обучению материнскому искусству, инструктора дородовой подготовки, повитухи. Принципиальным критерием отбора будущих специалистов этих профессий  является личный опыт успешного материнства и грудного вскармливания не менее 1 года. Это практические профессии, позволяющие консолидировать и передавать материнский опыт от матери к матери. Путь к спасению здоровья будущих поколений детей заключается в развитии этих материнских профессий и расширении деятельности этих специалистов, которые позволяют сохранять и передавать опыт здорового материнства.

P.S. Статья была написана в 2005 году.
С тех пор ситуация не улучшилась, а усугубилась. Разные политические силы преднамеренно продолжают разрушать институт материнства, лишая страну самого главного достояния - здорового населения.


2005 год, Ж.В. Цареградская,
научный руководитель Центра перинатального воспитания и
поддержки грудного вскармливания «Рожана»
Tags: ДЕТИ, ДЕТСТВО, ДИТЯ, МАТЬ, МЛАДЕНЦЫ, ЦАРЕГРАДСКАЯ Ж.В.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments