"Переписчики спрашивали, какой из трех языков: великорусский, малороссийский или белорусский - ваш родной?.."
Материал взят из книги Вениамина Анатольевича Башлачева "РУССКОЕ КРЕСТЬЯНСТВО В ЗЕРКАЛЕ ДЕМОГРАФИИ" - КНИГА ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПРОЧТЕНИЯ КАЖДЫМ,КТО СЧИТАЕТ СЕБЯ РУССКИМ!
"О малороссах и великороссах.
Огромный моральный ущерб нанесли большевики 1917 года. Характерно с помпой провозглашенное на съезде РСРП(б) изречение Бухарина: «русские должны поставить себя в положение… более низкое с другими национальными течениями».
Свирепо ненавидя все русское, большевики при своей пещерной безграмотности выставили понятие «великоросс» - как возвеличивающие, а «малоросс» - унижающее. В результате сильнейшей идеологической диверсии в ХХ веке в отношении этих понятий сформировалось отрицательное мнение.
Но, если без эмоций, то ничего унижающего в понятии «малоросс» и чересчур возвеличивающего в понятии «великоросс» нет.
Понятие «русские» впервые упоминается Илларионом Киевским – первым русским митрополитом, автором «Слова о Законе и Благодати», 1053 год.
Название «Малороссия» относится к 1335 году, когда Юрий Второй, князь Галицкий и Волынский назвал себя «князем всея Малая Руссия».
До воссоединения с Московским княжеством в исторических актах Малороссии в титулах гетманов часто есть понятие «малороссийский». Да и сами гетманы времен борьбы за освобождение от поляков называли свое войско и народ «малороссами».
...Так что «Малороссия» не содержит в себе ничего унижающего. Малороссия – древняя прародина России. Киевская Русь была, когда Москвы еще и в помине не было. И если по существу, то малоросс – это самый первый русский, самый древний русский. И отказываться малороссам от исторического имени нет никакого смысла. Наоборот, надо гордиться.
К слову, понятий: «украинский», «украинец», «Украина» - нет ни в одном историческом документе.
«Украина» - это окраинные земли государства. В старинных бумагах часты выражения: Рязанская Украина, Сибирская Украина, Воронежская Украина.
В старинной песне, сложенной во времена сибирских землепроходцев поется: «Как во Сибирской во Украине. Да во Даурской стороне…»
По переписи 1897 года:
- в Амурской области малороссы составляли 18% населения, великороссы – 68% населения;
- в Приморском крае малороссы – 15%, великороссы – 36%.
Так что Сибирская Украина в песне сибирских землепроходцев означает Сибирскую Окраинную русскую землю, которую крестьяне-малороссы вместе с крестьянами-великороссами совместно осваивали, распахивая для земледелия плодородные земли. (Ниже подробно рассмотрим освоение русскими крестьянами Дальнего Востока на примере Уссури).
Утверждения «историков», что понятие «малороссы» москали внедрили, чтобы подчеркнуть «малось» малороссов - просто невежество и стремление возбудить вражду внутри русского народа.
Такие «историки» - враги русского развития.
В Древней Греции слово «малый» соответствовало понятию «центральный».
Например «Малая Греция» - это сама Греция (Афины), а «Великая Греция» (Эллада) - территория, находящиеся под управлением Греции.
Образованные люди Средневековой Руси воспитывались на древнегреческой культуре. Отсюда и появление понятий Малая Русь (Киев) и Великая Русь (Москва).
История сложилась так, что постоянные ссоры между князьями привело к падению Киева. Так что, когда Юрий Второй, князь Галицкий и Волынский назвал себя «князем всея Малая Руссия» - он тем самым поднял знамя Малой Руси.
Русское развитие на северо-востоке Русской равнины объединила Москва. Так что появление понятия Великая Россия (Москва) – вполне преемственно понятию «Великая Греция» (Эллада). А Малая Русь – это прародина русской государственности.
Впрочем, ничего чересчур возвеличивающего в понятии «великоросс» - нет. Что ни говори, а именно русские люди северо-востока Русской равнины расширили русскую жизнедеятельность: сначала – до Ледовитого океана, затем в Сибирь до Тихого океана.
Как разделили русский народ
Русские люди веками идентифицировали себя не по языку, а по месту проживания. Пословица говорит: «Что ни город, то говор». При общении русских друг с другом отличие было лишь в «говоре».
За столетия в русском народе сложились местные говоры. «Мы - пскопские (псковские). «Мы – вятские, мужики хватские», «мы – подольские», «мы - полтавские» и т. д.
До ХIХ века люди всех русских говоров считали себя русскими – это был единый русский народ
При переписи 1987 года русский народ разделили вопросом по «родному языку».
Переписчики спрашивали, какой из трех языков: великорусский, малороссийский или белорусский - ваш родной?..
Ответы и легли в основу переписи 1897 года. Сведения по губерниям можно найти в Интернете:
http://demoscope.ru/weekly/pril.php.
Или в исследовании Менделеева:
Д. Менделеев. К познанию России
– Айрис-Пресс», М., 2002 с.53-74.
–
А при переписи 1926 года был разработан специальный разъяснительный «циркуляр», который требовал уточнить: «чтобы лица, называющие при переписи «русский», точно определяли, к какой именно народности они себя причисляют». При этом понятие «малоросс» заменили - «украинец». Понятие «великоросс» - тоже исключили. Причем для переписчиков было дано специальное указание «записи «русский» и «великоросс» считаются тождественными». (Циркуляр № 14).
Т. IX. РСФСР. М.: 1928. С.201-209.
Т.XVII СССР. М.: 1929. С. 97-105»
...Раз люди по своей ментальности чувствовали себя русскими, то многие из них с малороссийским «говором» в регионах РСФСР назвали себя – РУССКИЕ.
Кроме того, при обработке переписных листов 1926 года «записи «русский» и «великоросс» считались тождественными». Это долю русских также увеличивало.
Аналогично возьмем 9 губерний Украины: Киевская, Черниговская, Полтавская, Харьковская, Екатеринославская, Херсонская, Подольская, Волынская. Сравним изменение доли великороссов и малороссов в этом регионе, таблица 2.3.
1897г
1926г
Изменение
за 30 лет
Великороссы (русские)
12,5%
10,3%
~ минус 2,2%
Малороссы (украинцы)
86,4%
89,4%
~ плюс 3%
Как видите, в регионах Украины доля великороссов уменьшилась, а малороссов – увеличилась.
Это произошло потому, что русские люди с великорусским «говором» в регионах Украины назвали себя – «украинцы». Раз мы живем в республике Украина, то значит мы украинцы.
Но вот что еще надо отметить. С 1990-х на Западной Украине раздувается настрой «антирусскости».
Однако есть основания полагать, что в глубине души галичан должно быть национальное стремление к русскому единству. Ведь еще совсем недавно, когда Галицкая земля входила в состав Польши, при переписи 1931 года на вопрос по национальности 1.196.855 галичан ответили, что они «русские», а 1.675.870 назвали себя «украинцами».
А. Дикий. Неизвращенная история Украины-Руси
– «Самотека», М. 2007, с. 68.
То есть 40% галичан назвали себя русскими.
А ментальность быстро не меняется. Так что есть основания полагать, что и сейчас настроем против «русскости» охвачена далеко не вся Галиция. И в глубине души многих галичан осталось стремление чувствовать себя русскими.
Вот еще что надо отметить. При переписи 1939 года переписчики стали требовали указывать уже «национальность». Если слово «народность» для всех – было вполне ясно, то нерусское слово «национальность» в то время было совершенно непонятно. Его еще надо было внушить.
Ведь русские при общении друг с другом отличие чувствовали лишь в «говоре». И когда их спрашивали: какой вы национальности, то очень многие отвечали, по-житейски просто: «Да все мы - русские!»
Что так оно и было – это показывает тот же региона, охватывающий три русские области: Курская, Белгородская и Воронежская таблица 2.4.
1926г
1939г
Изменение
за 10 лет
Великороссы (русские)
72,9%
91,1%
плюс 18%
Малороссы (украинцы)
26,8%
8,1%
минус 19%
Как видите, при смене понятия «народность» переписи 1926 года на «национальность» переписи 1939 года – каждые ДВА из ТРЕХ малороссов записывали себя «русским». И в этом нет ничего удивительного. Раз люди по своей ментальности чувствовали себя русскими, то многие с малороссийским говором и записывали себя – как РУССКИЕ.
Именно поэтому к 1939 году, по сравнению с 1926 годом, доля украинцев в СССР сократилась почти на 1%, а доля русских на Украине увеличилась на 4,3%.
Причем и при последующих переписях доля малороссов, записывающих себя и свою семью как РУССКИЕ увеличивалась.
Это можно показать на примере того же региона из трех областей: Курская, Белгородская и Воронежская. В нем доля людей в этом регионе, записавших себя и свою семью, как украинцы сократилась:
- к 1959 году до 5%;
- к 1979 году – до 4%.
И в этом нет ничего удивительного. До развития радиовещания язык детей формировался на бытовом уровне тем говором, который свойственен родителям и местности проживания. Ведь веками бытовало выражение: «Что ни город, то говор».
С развитием радиовещания, а затем телевидения язык детей стал формироваться не только бытовым общением людей, а, прежде всего, языком радио и телевещания. Да и родителей тоже,
В 1950-х, во время учебы и службы в армии у меня было масса знакомых. В том числе - с Украины. Говор моих «однокашников» из Брянской и Курской областей – почти не отличался от говора «однокашников» из Полтавской, Сумской и Хмельницкой областей. При этом в паспорте их могло быть записано – русский, а могло и украинец. Они, как и их предки, по-житейски считали, что все мы – русский народ.
Даже сейчас, спустя ТРИ поколения от введения понятия национальности, нередко в паспорте человека записано – русский, а он говорит, что его «деды» с Украины или Белоруссии. Или – в паспорте украинец, а у детей в метриках записано русский
Разделение единого русского народа в 1922 году на три народности, (затем национальности) национальности привело к разделению Русской равнины на три республики. Что вылилось в разделение русского народа в 1991 году на три государства.
И началась эта череда делений с разделения в XIX веке единого русского языка на три языка.
О разделении русского языка
Множество говоров: «Что ни город, то говор» - это веками было свойственно русскому народу.
Именно множество говоров создало огромное разнообразие русских слов.
И неудивительно, что Михаил Васильевич Ломоносов богатство русского языка выразил так: «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того сильная в изображениях краткость греческого и латинского языка».
Вся эта образность обусловлена как раз тем, что никакого разделения русского языка во времена Ломоносова не было. Как не было и деления русского народа на народности
Вполне понятен и восторг Николая Гоголя: «Слава Богу, что мы русские!»
Нелишне вспомнить: автор первой грамматики русского языка - Мелетий Смотрицкий, то ли белорус, то ли малоросс. По его грамматике учились дети русскому языку на берегах: и Днепра, и Западной Двины, и Северной Двины, и Волги. И на Урале.
Между прочим, и Михаил Ломоносов и Григорий Сковорода учили русский язык по этому учебнику.
Вот бы они: Смотрицкий, Сковорода и Ломоносов - изрядно удивились, узнав, что они разных национальностей, говорящие на трех разных языках!..
После того как было сделано разделение языка и начали издавать отдельные словари русского, украинского и белорусского языков, то великий русский язык очень многое потерял в живости, нежности, великолепии.
Это отчетливо ощущается на фестивалях песни, когда слышатся песни артистов Киева и Минска.
Ведь в разнообразии песен отчетливо слышатся отзвуки русских говоров, которыми так был богат русский язык еще во времена Ломоносова.
Так что разделение русского языка нанесло огромный ущерб культуре русского народа.
У немцев в былые века также было много говоров. Что ни земля от Альп до Северного моря, то своеобразный город. Но немцы не разъединились по говорам. Наоборот они объединили говоры в единый немецкий язык, чем многократно усилили роль немецкого народа в мировой цивилизации.
А в России произошло с точностью наоборот.
И началось это ослабление именно с разделения языка наших предков на три языка.
...Выводы
Первый. Целому ряду народов Русской равнины: от великороссов до пермяков свойственны одни и те же черты русской ментальности.
Второй. Основу русской ментальности определяет близость факторов: «крови», почвы и «веры».
Третий. В XIX-м и, особенно, в ХХ веке в отношении русского народа была совершена «диверсия». Она началась с разделения языка, продолжилась разделением Русской равнины на республики, а русского народа на три национальности. И завершилась в 1991 году разделением единого русского народа и Русской равнины на три государства."
"РУССКОЕ КРЕСТЬЯНСТВО
В ЗЕРКАЛЕ ДЕМОГРАФИИ" Вениамин Башлачев.
http://demograf.narod.ru/page67.htm