Ольга (osolntseva) wrote,
Ольга
osolntseva

Откуда у церквей деньги

Откуда у церквей деньги


Предыдущее обсуждение "раскола и образования Стамбульского прихода", как сегодня изящно выразился Путин, показало удивительную вещь: оказывается, большинство комментаторов убеждено, что православная церковь - это само по себе, без помощи государства, прибыльное предприятие! Отсюда и представление о каких-то немеряных "доходах", которые будто бы с Украины "выкачивает" РПЦ во главе с Гундяевым - и что якобы из-за этих "доходов" и разгорелась вся "война за независимость".
Это, заметим, говорится об организации, которая по самой своей сути должна жить на "пожертвования", то есть - на подаяние. И говорят люди, которые в своей жизни разве что пару раз давали смятый рубль "на строительство храма" неким "монахам" в метро, даже не подозревая, что РПЦ, как она сама не раз заявляла, никогда не собирает средства таким образом. Это, в общем, характерное заблуждение, я бы даже сказал, позиция советского/постсоветского человека: "Я, конечно, ничего не даю/не участвую/не вкладываю; но КТО-ТО ведь даёт!!" Советский, как всегда, прав: "кто-то" действительно даёт, причем этот "кто-то" - он сам; только даёт он нечувствительно, поскольку дают те, кто от его имени управляет государством.

И так было всегда. Церковь в России - институт политический, а не экономический; именно поэтому она всегда была под плотным контролем и управлением государства, а в эпоху РИ так и вовсе управлялась им на манер министерства. В советское время это присоединение было разве что сделано чуть менее явным. Но вопрос - а почему церковь в России никогда не стремилась выйти из-под этого плотного колпака? Почему она не стремилась к независимости хотя бы на манер своей извечной "сестры"-соперника - католической церкви?

Ответ очевиден - характер почв. Попы не стремились "на волю", поскольку их иерархам известно - "на подножном корму" ПЦ не выжить. В лучшем случае это будет крайне аскетическое, воистину "катакомбное" служение, при котором не то что о мерседесах и швейцарских часах, но и хлебе с маслом придется забыть. И отсюда же, кстати, суета Порошенко как практически фронтмена "раскола" на Украине (видно, что украинский глава отрабатывает эту роль с удовольствием). Но почему попы на Украине сделали драйвером процесса светского человека, по сути - госслужащего? А все по той же причине: и украинская ПЦ уходит не в независимость - она уходит от одного государства к другому, или, проще говоря - меняет спонсора.

Соцопросы всегда показывали именно то, о чем говорится выше: народ в России крайне поверхностно религиозен. Службы люди посещают в лучшем случае пару раз в год, о регулярных пожертвованиях речи нет. Если же "на церковь" жертвуют коммерческие компании, то, как правило, и это происходит только под серьезным давлением тех же госчиновников (тут хороший пример - строительство ХХС, ради которого Лужков в Москве ввел чуть ли не "церковную десятину", причем почти в открытую).

И ведь главное, что такая ситуация на самом деле устраивает наших верующих. Нашим людям вообще нравится думать, что все существующие в стране услуги существуют как-то "сами", без их участия: школы, больницы, церкви... Нравится такая ситуация и государству (пока у него денег хватает), нравится и церкви: всегда можно, "сидя на потоках", обделывать свои маленькие скромные гешефты. На мерс с часами хватает - а что еще надо божьему человеку?

https://sapojnik.livejournal.com/2827788.html 




Tags: ЦЕРКОВЬ, ЦЕРКОВЬ и ГОСУДАРСТВО
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments