Ольга (osolntseva) wrote,
Ольга
osolntseva

Category:

Д.А.Кожевников «Технология науки»

Д.А.Кожевников «Технология науки»

КАЧЕСТВА ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

СПОСОБНОСТИ, ЗАДАТКИ, НАВЫКИ

ИНТУИЦИЯ

ПАМЯТЬ

СПОСОБНОСТИ

КАК РАЗВИВАТЬ СВОИ СПОСОБНОСТИ

ТИПОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ

ГЕНИАЛЬНОСТЬ

ЗАКОН П.А.ФЛОРЕНСКОГО






КАЧЕСТВА ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Великие люди не отделяются от обыкновенных людей непроходимой пропастью, а лишь обнаруживают особенно сильное развитие отдельных качеств, в меньшей степени присущих другим людям.
В. Оствальд

Секрет творчества — в сохранении юности. Секрет гениальности — в сохранении детства, детской интуиции на всю жизнь. Наиболее типичны для гениальности Моцарт, Фарадей, Пушкин, — они дети по складу, со всеми достоинствами и недостатками этого склада.
П.А.Флоренский

Настоящие свойства человека обнаруживаются лишь тогда, когда наступает время проявить их, доказать на деле.
Л. Фейербах



Творчество не есть редкостная привилегия незаурядных личностей. Большинство людей создает что-то новое в их повседневной жизни. Каждый человек создает свои собственные идеи и пускает их в общественный обиход. В свою очередь он черпает идеи из своей социальной среды, обновляет и обогащает свои взгляды, навыки, знания и культуру новыми элементами.

Различия между людьми в этом отношении носят лишь количественный характер, они определяют большую или меньшую социально-значимую ценность того, что создает тот или иной человек.

Творческая способность — это особое умение оригинальным образом перестраивать элементы в поле сознания так, чтобы эта перестройка обеспечивала возможность выполнения новых операций в поле явлений. Это определение предполагает существование двух «полей» — поля сознания, и поля явлений, то есть того физического окружения, из которого человек получает информацию. Все люди творят, во всяком случае в детстве. Но у многих эта функция довольно скоро атрофируется; у некоторых она не только сохраняется, но и развивается, составляет цель и смысл всей их жизни.

Наука есть средство создания новых знаний. Поэтому при решении научных проблем реализация творческих возможностей человека требует владения необходимыми знаниями. Научное творчество доступно только профессионалам, специалистам, которые с помощью воображения создают образы и понятия, обладающие универсальной ценностью.

Всю науку условно можно подразделить на «первичную» и «вторичную». К первой относится сфера получения фундаментальных знаний. Ко второй — сфера освоения и практического (прикладного) использования фундаментальных знаний. Обе сферы тесно взаимодействуют друг с другом и не могут существовать друг без друга.

Для геофизики непонимание академическим и министерским начальством принципиальной важности этого взаимодействия оказалось далеко не безобидным. Геофизическая наука была искусственно разделена по ведомственному признаку на фундаментальную (академические НИИ) и прикладную (отраслевые НИИ Мингео и Миннефтепрома). Это разделение стало одной из причин современного кризиса отечественной геофизики.

При анализе творческой активности важно различать такие понятия, как «творчество» и «продуктивность». Продуктивный ученый может, не обладая высоким творческим потенциалом, быть отличным систематизатором, оформляющим и развивающим в определенную систему идеи и гипотезы, предложенные другими специалистами (это сфера «вторичной» науки). Ученый, обладающий большими творческими возможностями, может быть малопродуктивным по количеству созданных им научных трудов. Но можно указать немало ученых, одновременно сочетавших высокий творческий потенциал с высокой продуктивностью (Эйлер, Гаусс, Гельмгольц, Менделеев, Н.И.Вавилов, Л.Д.Ландау, И.Е.Тамм, Н.В.Тимофеев—Ресовский, В.П.Эфроимсон, А.А.Любищев).


СПОСОБНОСТИ, ЗАДАТКИ, НАВЫКИ

Все науки порождены здравым смыслом, любознательностью, наблюдательностью, размышлениями.
Р. Оппенгеймер

Природный ум может заменить любое образование, но никакое образование не может заменить природного ума.
Р. Шопенгауэр

У меня, судя по всему, громадные запасы ума: чтобы им пораскинуть, мне иногда требуется почти неделя.
Марк Твен



Процесс деятельности человека выявляет степень его одаренности, показывая, на что он способен. Каждая творческая личность обладает определенными качествами. Эти качества называют по-разному: способности, навыки, задатки, черты, свойства. Понятие «способности» шире понятия «задатки», так как охватывает не только врожденное (генетическое), полученное от природы, но и приобретенное (навыки). Рассмотрим эти понятия.

Способности — это совокупность индивидуальных особенностей личности, являющихся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

Для проявления способностей необходимы еще и определенные задатки, заложенные в человеке от природы. Например, можно ли говорить о развитии в человеке способностей исследователя, изобретателя или поэта, если у него нарушен механизм памяти? — Ясно, что нет. Задатки и способности есть у каждого человека, но степень их проявления у разных людей различна.

Задатки — это анатомо-физиологические особенности человека, лежащие в основе развития его способностей.

Индивидуальность человека — это особенное в личности и организме, совокупность только ему присущих особенностей. Индивидуальность нельзя ни отождествлять с личностью, ни отрывать от нее. Индивидуальность человека проявляется не только в его личности, но и в анатомо-физиологических особенностях его организма.

Задатки человека не существуют автономно, изолированно и независимо друг от друга. Между ними существует тесная связь, отсутствие или дефект одного задатка неизбежно отражается на других.

Навыки — это умения выполнять целенаправленные действия, доведенные до автоматизма в результате многократного повторения одних и тех же решений типовых задач, процедур или технологических операций в учебной, исследовательской или производственной деятельности.

Задавая вопрос: — «В чем тайна творчества?», — академик А.Б.Мигдал отвечал: «Есть удивительная область человеческой психики — подсознание. Здесь хранится накопленный опыт, опыт не только одного человека, но многих поколений, здесь рождается интуиция. Это «нижний этаж» обычного человеческого сознания; на «верхнем этаже» рождаются слова, понятия, на нижнем — образы. И бывает, что образ подсказывает решение». И далее: — «Наука не может двигаться без внезапных скачков мысли, озарения, интуиции, но неожиданные идеи, выдерживающие проверку, возникают только на основе профессионализма. Внезапное озарение приносит успех, но не забывайте, что озарение рождается упорным трудом».

Эйнштейн, рассуждая о поиске законов, объясняющих картину мира, писал: «К познанию этих законов ведет не логический путь, а только основанная на проникновении в суть опыта интуиция». Что же такое интуиция?


ИНТУИЦИЯ

Странная все-таки вещь — интуиция: и отмахнуться от нее нельзя, и объяснить невозможно.
Агата Кристи

Интуиция есть образ сознания, отличный от интеллектуального или чувственного. В то время как восприятие сообщает нам о внешних свойствах объекта, а интеллект распознает закон, в котором объект предстает как частный случай общего явления, интуиция дает представление о глубине, значении, характере объекта.
Радхакришнан



Обычно под интуицией («молния осенила») подразумевают некое «чутье», неожиданную подсознательную подсказку, неосознанное проникновение в сущность предмета, явления или процесса.

При поиске решений сложных, не имеющих прецедента, задач, связанных с отысканием существенно нового знания, недостаточно только логического мышления. В формальной логике известны четыре закона правильного мышления (тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания), которые определяют черты правильного мышления (определенность, последовательность и доказательность), а также описаны основные формы мышления (понятие, суждение, умозаключение).

Однако использование только формальной логики не дает полного знания о предмете. С ее помощью накапливают факты на начальном, — эмпирическом, — этапе развития науки. Осмысление эмпирических фактов и установление их связей с окружающим миром возможно только с помощью диалектической логики. Незнание законов диалектики, неумение пользоваться ими в конкретных условиях, исключает возможность научного творчества (см. раздел «Метод научного творчества»).

Интуиция относится к неформальному виду мышления. В ее основе лежат накопленный опыт, приобретенные ранее знания. Логическое мышление обязательно при всякой умственной работе. Интуитивное («эвристическое») мышление необязательно при решении большинства задач, но абсолютно необходимо для творчества.

Именно эвристическое мышление приносит наиболее существенные плоды в познании, хотя и не дает точно сформулированного знания и всегда нуждается в логической (формальной) проверке.

В энциклопедическом словаре интуиция определяется как «способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Диалектический материализм рассматривает интуицию как непосредственное знание, как живое созерцание в его единстве со знанием опосредованным, приобретенным». Это определение позволяет понять, в чем проявляется интуиция, однако не дает ответа на вопрос: какие качества человеческой личности, какие условия и обстоятельства способствуют проявлению интуиции?

Научная интуиция — это чувство (прежде всего чувство!) перспективы и развития проблемы. Интуиция начинается там, где обрываются логические пути решения проблемы, где накопленные знания уже бессильны.

Во время заболевания бронхопневмонией Н. Винер не мог различить, что его мучает: постоянные боли и затрудненное дыхание — или нерешенные вопросы, которыми он тогда занимался. «Мне трудно сказать, что происходило на самом деле: ощущение боли проявлялось как тревога за математические дела, или нерешенные математические вопросы материализовались в ощущении физической боли. Все переплелось настолько тесно, что нечего было и думать отъединить одно от другого. Размышляя потом о своем странном состоянии, я пришел к выводу, что почти любое мое переживание в какой-то степени всегда символически отражает ту или другую математическую ситуацию, которая мне еще не ясна или не успела вылиться в конкретные формулы.

Думаю, что одна из главных причин состояла в том, что я очень остро, даже болезненно, реагировал на неразрешенные математические проблемы».

Психологические корни интуиции лежат в эмоциональной силе и окраске абстрактного мышления. «Человеческая наука, по существу рациональная по своим основам и методам, может осуществлять свои наиболее замечательные завоевания лишь путем внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тяжелых оков строгого рассуждения: их называют воображением, интуицией, остроумием» (Луи де-Бройль).

Обобщение результатов анализа творческой деятельности и достижений современной психологии позволило сформулировать условия проявления интуиции. Во-первых, это глубокое знание проблемы (задачи). Во-вторых, необходимы предварительные длительные размышления о проблеме и безуспешные попытки найти искомое решение.

Интуиция реже приходит к человеку, достигшему «автоматизма» в освоении проблемы; на интуитивную подсказку в первую очередь может рассчитывать человек со «свежим взглядом», — тот, кто делает что-то непривычное.

Интуиция возникает после того, как человек предпринял множество безуспешных попыток решения задачи, но еще не убедился в своем бессилии и не отказался от задачи. Целеустремленность, настойчивость, вера в возможность получения нового знания и трудолюбие вознаграждаются интуитивной подсказкой. Вероятность проявления интуиции тем больше, чем проще сформулирована задача, чем схематичнее она представлена.

Интуиция не возникает у исследователя, который боится ошибиться, боится обвинений в недосказанности или недостаточности выдвигаемых новых положений. Человеку, решающему сложную проблему, необходимы не только смелость и настойчивость, но и поддержка окружающих, их терпимость к новому недоказанному результату, их готовность поддержать и помочь обосновать новое (именно такое окружение создается в научных школах).

«Так же, как поглощение пищи без удовольствия превращается в скучное питание, так занятие наукой без страсти засоряет память, которая становится неспособной усваивать то, что она поглощает». — Леонардо да Винчи.

Интуитивное решение приходит после или во время отдыха, следующего за напряженными, но безрезультатными попытками решения проблемы. Интуитивное решение нуждается в правильно организованной формально—логической проверке ее истинности. Именно логическая проверка подсказывает направление дальнейшего поиска истины, если решение оказалось ошибочным.

Условия проявления интуиции отражают индивидуальную «хватку» исследователя и методику его работы — тщательность изучения объекта исследования; длительные размышления о поставленной задаче и напряженные попытки решить ее. Эти условия обеспечиваются такими качествами личности, как глубокое знание предмета, целеустремленность и трудолюбие, вера в возможность решения задачи, склонность к риску, умение мыслить аналитически.


ПАМЯТЬ

Эрудиция — это память, а память — это воображение.
М.Жакоб

Не читай ничего, что не желаешь запомнить, не запоминай ничего, что не имеешь ввиду применить.
Джон Блэкки


Какая наука самая необходимая?
— Наука забывать ненужное.
Антисфен из Афин



Память — одно из основных свойств нервной системы. Оно проявляется в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.

Существуют различные виды памяти — слуховая, зрительная, двигательная (моторная и вестибулярная), вкусовая, память на запах. Существуют память быстрая (оперативная) и память медленная (долговременная).

Память — уникальный механизм, данный человеку природой, и им нужно пользоваться разумно и бережно. Не следует обременять память ничем лишним и несущественным. По мнению известного психолога А.Н Леонтьева, перегруженность памяти ведет к невнимательности и беспорядочности мышления, повышенной утомляемости. Эффективное использование памяти требует разгрузки сознания от других задач.

Имеются различные суждения в отношении памяти больших ученых. Некоторые исследователи считают, что большинство великих ученых и изобретателей обладали колоссальной памятью. Но также известны распространенные и многочисленные истории о забывчивости и рассеянности ученых. Академик А.Н.Колмогоров сказал однажды: «Хорошая память в математике, как и во всяком другом деле, является полезной, но никакой особенной, выдающейся памятью большинство крупных ученых-математиков не обладало».

Академик П.Л.Капица рассказывал о Резерфорде, что, пытаясь вывести во время своих докладов какую-нибудь формулу, он часто путался и, в конце концов, просто записывал конечное выражение, замечая: «Если все вывести правильно, то так и получится».

В работе приводятся слова одного из ученых: «Умение запомнить лишь строго необходимое и основательно позабыть до поры до времени все менее существенное и менее необходимое есть драгоценная способность».

Очевидно, именно такая способность и делает некоторых известных ученых рассеянными. «Избирательность запоминания — фильтрующая память — признак умственного развития, а многие рассказы о рассеянности ученых основаны на непонимании этого».

Из сказанного не следует, что мы должны предельно ограничить использование памяти и оградить ее от всяческих нагрузок. Речь идет о целенаправленности памяти, ее избирательности («селективности») и «дисциплинированности», не выпускающей из поля внимания главного, поскольку без этого вряд ли возможно какое-либо стройное рассуждение. Развивать память — это не значит, что надо стремиться запомнить все. Под развитием памяти понимается расширение ее возможностей воспринимать, хранить и воспроизводить информацию, адекватно определяемую объектом исследования, направлением или спецификой деятельности.

Конечно, нелегко найти тот оптимум, который бы точно определял, что нужно запоминать, а что следует доверить бумаге, т.е. записать. Записать — значит выбросить из памяти. Ж.—Ж. Руссо говорил: «Моя память служит мне только до тех пор, пока я на нее полагаюсь. Как только я доверюсь бумаге, память изменяет мне, и раз я что-то записал, я уже не помню этого».

Это замечание свидетельствует, что следует очень осторожно относиться к тому, что можно записать, а что нужно запомнить, поскольку то, что записано, практически не участвует в последующем мышлении, не обогащается ассоциациями и аналогиями.

Развитие памяти, как и любого другого задатка, достигается путем постоянных систематических тренировок, упражнений. Есть множество методических рекомендаций по развитию памяти. Легче всего человек запоминает то, что связано с какими—то аналогиями, образными ассоциациями, в особенности, когда эти ассоциации осознаны.


СПОСОБНОСТИ

Способности человека безграничны; нет никаких оснований полагать даже какой-нибудь воображаемый предел, на котором остановится человеческий ум.
Г. Бокль

У человека есть два крыла, которые помогают ему воспарить в высший мир, — воображение и логика.
Николай Кузанский,
философ эпохи Возрождения



Способности и задатки человека не являются изолированными и независимыми друг от друга. Между ними существует тесная связь. Так, для развития памяти необходимо выработать способность концентрировать внимание на интересующем объекте, проявлять наблюдательность. Человек, лишенный памяти, не может быть наблюдательным, так как во всяком наблюдении есть элемент сопоставления с ранее известным. Именно в поиске сравнения, аналогии проявляется отличие наблюдательности от механического запоминания.

Наблюдательность — целенаправленное восприятие фактов и явлений объективной действительности, определяемых характером деятельности человека, и мотивацией его поведения.

Великий русский физиолог И.П.Павлов считал наблюдательность одним из особо важных качеств ученого. Наблюдательность ценна для человека любой профессии, но для исследователя и изобретателя она просто необходима. Любое наблюдение возможно лишь при наличии внимания к окружающему. Внимание будет плодотворным, если оно интенсивно и достаточно продолжительно. Именно необходимость продолжительного, сосредоточенного внимания — причина того, что не каждый может сказать, что он внимателен к окружающему и наблюдателен.

Для решения творческих задач нужны не только знания, наблюдательность и сообразительность («смекалка»), но и воображение.

Воображение — это психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Такой инструмент познания, как «мысленный эксперимент», возможен только благодаря воображению. Воображение неразрывно связано со знаниями, опытом, способностями человека к мировосприятию, более того, оно является результатом переработки прошлых восприятий. По словам А. Эйнштейна, «...воображение важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции».

Таблица. Качества творческой личности

Наблюдательность Целенаправленное восприятие фактов и явлений объективной действительности, определяемых мотивацией и характером деятельности человека
Пытливость Стремление распознать причину явления
Воображение Создание представлений и мысленных ситуаций, никогда ранее не воспринимавшихся человеком в его практике
Зоркость в выявлении проблем Умение наблюдать явление и усмотреть проблему, казалось бы, в обычных вещах; стремление распознать причину
Способность проникнуть в суть проблемы Способность выделить в проблеме главное, существенное и отбросить второстепенное, несущественное, — то, что усложняет задачу, отвлекая внимание от главного
Способность кодирования информации Способность восприятия различных видов информации (кодов) — словесной, цифровой, зрительно-пространственной, и т.д.
Способность к свертыванию мыслительных операций Способность структурировать знание, укрупнять мыслительные блоки, среди множества причин выделять определяющую и по ней предсказать следствие, исключать промежуточные суждения, объединять несколько понятий в одно
Способность к переносу опыта Умение уловить аналогии и перенести их на предмет задачи (объект исследования)
«Боковое» мышление Широкое распределение внимания, при котором источником мотивации и доминантой целеполагания является решаемая проблема
Цельность восприятия Умение «опознавать образы» на основе свертывания и кодирования мыслительных операций
Сближение понятий Способность генерировать направленные ассоциации и находить общность в отдаленных аналогиях
Избирательность памяти Способность быстро фильтровать информацию и избирательно («селективно») фиксировать факты, относящиеся к области интересов исследователя
Самозащита (разгрузка) памяти Перемещение неиспользуемой информации из оперативной памяти в долговременную с последующим «стиранием» при длительной невостребованности
Готовность памяти Способность памяти выдать нужную информацию в нужный момент
Гибкость мышления Способность изменять направление мышления в зависимости от меняющихся обстоятельств. Антагонисты — инерционность, консерватизм, стереотипность мышления
Способность к оценке (аналитическое мышление) Умение выбрать одну из альтернатив до ее проверки (опять проявляется интуиция)
Способность к «сцеплению» («линковка») Способность связывать наблюдаемые явления с ранее приобретенными знаниями и на их основе выводить и строить новые знания
Легкость генерирования идей и способность предвидения Легкость ухода от стереотипов, «парадоксальность» мышления. Чтобы предвидеть и генерировать продуктивные идеи нужно гораздо больше, чем только богатые воображение и фантазия: нужны все перечисленные качества
Беглость речи Способность быстро и правильно облекать в слова и формулировать проблемы, идеи, гипотезы, решения
Способность к доработке Настойчивость, упорство в доведении идей до реализации несмотря на возникающие преграды и трудности

Ни об одном из качеств творческой личности не говорили и не писали столько, сколько о воображении и фантазии. Ведь память, наблюдательность, воображение и сообразительность рассматриваются как само собой разумеющиеся и необходимые качества любого нормального человека.

В обыденной жизни слова «фантазия» и «фантазер» произносят с укором и порицанием. Но понятия научности и фантазии кажутся несовместимыми только для обывателя. Воображение и фантазия — качества, неотъемлемые от облика творческой личности. «Факт — основа, фундамент; фантазия — строительный материал; гипотеза — строительный план; истина — здание. Фантазия и научное суждение образуют истину, фантазия и вкус — красоту» (Вант-Гофф).

Главным препятствием при поиске решений творческих задач является инерционность, стереотипность мышления. Развитое воображение является одним из эффективных средств преодоления инерционности мышления, шаблонных подходов к решению задач. Проявлению воображения препятствуют, как правило, критические оценки, рациональность суждений. Безусловно, фантазия может стать бесплодным, пустым фантазированием, если оригинальное, фантастическое и даже иррациональное не подвергается критической оценке. Важно разнести во времени эти два этапа. На первом этапе — свободный, ничем не скованный полет фантазии и поиск самых дерзких, может быть, на первый взгляд, нелепых, идей, а на втором — их критическая оценка.

Мышление, лишенное воображения, примитивно и неконструктивно. Развитое воображения необходимо не только творческой личности, но и любому человеку. Без него мироощущение человека теряет эмоциональную окраску, размываются индивидуальные особенности восприятия.

В таблице (ссылка на данные, по которым составлена) представлены разнообразные качества, присущие творческой личности. Эти качества появляются и развиваются вместе с накоплением опыта исследовательской работы. Наиболее благоприятным условием их развития является совместная работа молодого исследователя с Научным Руководителем.

В отличие от дилетанта или начинающего исследователя, профессионально (систематически) работающий ученый вырабатывает определенную индивидуальную методику «экономии мышления». Такая методика в применении к конкретной проблеме позволяет одновременно удерживать и учитывать взаимосвязь множества факторов благодаря свертыванию мыслительных операций. Вот что сказал об этом Норберт Винер: «Я убежден, что если существует какое-то одно качество, которое отличает действительно талантливого математика от его менее способных коллег, то оно состоит в умении оперировать временными, только ему понятными символами, позволяющими выражать возникающие идеи на некоем условном языке, который нужен лишь на определенный отрезок времени. Если математик не обладает этим умением, он никогда ничего не достигнет, так как сохранить мысль в несформулированном виде абсолютно невозможно». Это справедливо не только для математика.

Необходимым условием выработки и реализации перчисленных в таблице качеств является настойчивость в решении проблем. В ходе поиска решения задачи неоднократно возникают какие-то серьезные непредвиденные препятствия.

Исследователь должен трезво, не поддаваясь отчаянию, уяснить для себя: результат ли это принципиальной ошибки, заложенной в исходной идее, или эти трудности можно преодолеть посредством изменения аналитического подхода, теоретического (математического) метода, технической конструкции или вспомогательного изобретения. Он должен смотреть правде в глаза: с одной стороны, не отвергать с ослиным упрямством очевидные факты, а с другой — не позволять отчаянию разрушить веру в себя. Именно настойчивость помогает преодолеть неудачи и трудности, которые встречаются на пути к новому.

Умение использовать свои творческие возможности есть результат самопознания. «Познай самого себя», — говорил Сократ. Исследователю необходимо знать, когда, в какое время суток, при каких обстоятельствах, в каком состоянии наступает момент наибольшего творческого подъема, вдохновения, наибольшей раскованности и «отключения самокритики».

Начало см. https://osolntseva.livejournal.com/36817.html

Продолжение см. https://osolntseva.livejournal.com/36376.html
Tags: ИНТУИЦИЯ, КОЖЕВНИКОВ Д.А., НАУКА, НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПАМЯТЬ, РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, СПОСОБНОСТИ, ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ, ТЕХНОЛОГИЯ НАУКИ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments