Ольга (osolntseva) wrote,
Ольга
osolntseva

Categories:

Д.А.Кожевников «Технология науки» (продолжение)

Продолжение. Начало см. https://osolntseva.livejournal.com/36142.html 

Д.А.Кожевников «Технология науки» (продолжение)


КАК РАЗВИВАТЬ СВОИ СПОСОБНОСТИ

Ничто не дается даром.
Все связано со всем.
Все куда-то девается.
Природа знает лучше.
Б. Коммонер. Законы экологии

Счастлив тот, кто здоров телом, одарен спокойствием духа, и развивает свои дарования.
Фалес Милетский

Влекусь рекой, цвету сиренью,
Пылаю солнцем, льюсь рекой,
Мечусь костром, беззвучу тенью
И вею бабочкой цветной.
Игорь Северянин

Трудное надо сделать привычным, привычное — легким, а легкое — приятным.
К.С.Станиславский



Есть хорошее определение того, что такое здоровье (цитируется по работе). Оно гласит: «Здоровье — это состояние динамического равновесия организма с окружающей природной и социальной средой, при котором все заложенные в биологической и социальной сущности человека способности проявляются наиболее полно». Это означает, в частности, что для Вашего физического и духовного здоровья вовсе не безразлично, развиваете ли Вы свои способности, умножаете свои таланты, или зарываете их в землю. Это означает также, что возможность и полнота реализации способностей человека существенно зависят от того, заинтересован ли в этом социум (общество, государство), способствует ли он развитию творческих задатков личности. Если человек не имеет сферы приложения своих способностей (не обязательно в области науки), не имеет жизненной цели, возникает пустота, разрушающая личность. Именно эта опустошенность человека, невостребованность его творческих сил порождает социальные пороки (преступность, алкоголизм, наркомания).

Знать качества творческой личности, сознавать необходимость их развития необходимо, но недостаточно. «Рассуждения о природе творчества пока не помогли ни возникновению, ни развитию талантов, так же, как суждения о сущности задатков не развили способностей. Очевидно, что нужно нечто более действенное, способное помогать, а не общие разговоры». Много ли пользы получит начинающий исследователь или изобретатель от знания того, что он должен уметь «бегло» говорить, «гибко» мыслить, иметь способность к «сцеплению», сближению, оценке понятий, «боковому мышлению», быть пытливым, наблюдательным, сообразительным, находчивым, настойчивым, мечтательным, трудолюбивым и т. д., и т. п.?

Во-первых, какие из перечисленных качеств творческой личности являются главными, какие — второстепенными, или все они (перечисленные и не названные) в равной степени необходимы? Во-вторых, можно ли эти качества развить или приобрести? Если можно, то как? С развития какого качества начинать? Какие упражнения, в какой последовательности и с какой продолжительностью выполнять?

Пожалуй, первая задача достижения поставленной цели наиболее простая. Ее решение укладывается в постановку следующих вопросов. Что развивать? Какими средствами? Как?

Для решения второй задачи необходимо прежде всего выяснить, почему эта задача вообще возникла. Единственное, что может уже сейчас реально помочь и что сослужило службу уже многим поколениям, это упражнения». Талант развивают только частым пользованием им, изощряющим и отделывающим его. «Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют без употребления&aquo; (Боуви).

Ум также нуждается в гимнастике и тренировке. «Где нет простора для проявления способностей, там нет и способностей» (Л.Фейербах). Нельзя рассчитывать даже на сохранение своих задатков, не давая им постоянной нагрузки. Ученого или изобретателя можно сравнить со спортсменом, претендующим на победу в Олимпийских играх: для победы в выступлении или схватке, продолжающихся считанные мгновения, необходимо постоянно и настойчиво развивать свои способности на протяжении долгих лет.

Необходимость развития творческих способностей не нуждается в дополнительном обосновании и ссылках на мнения авторитетов. Вопрос только в том, какие именно задатки или способности развивать в первую очередь, и как это делать. Приоритетность задатков и способностей определяется степенью их влияния на развитие творческого мышления.

Основные качества исследователя — память, наблюдательность, воображение, сообразительность. Этим, конечно, не исчерпываются необходимые способности. Глубокие и всесторонние профессиональные знания, любовь и всепоглощающий интерес к своему делу подразумеваются (по умолчанию) как непременные качества творческой личности.

Память, наблюдательность, воображение и сообразительность — это задатки, подлежащие первоочередному развитию, потому что вместе с профессиональными знаниями, умениями и навыками они составляют основу для развития и совершенствования других способностей.

Отличная учеба не требует от Вас каких-то особенных способностей: учебная программа вуза обычно рассчитана на весьма средние способности. Поэтому для развития своих способностей старайтесь следовать простому, но эффективному правилу: всегда делать хотя бы чуть-чуть больше, чем задано по программе. «Для достижения успеха надо ставить цели несколько выше тех, которые в настоящее время могут быть достигнуты» (Макс Планк).

Есть много средств для развития воображения. В применении к научным исследованиям и техническому творчеству особый интерес представляют эвристические приемы и методы активизации творческого мышления (см. раздел «Форсирование творческих усилий»). Но наилучшее средство развития всей совокупности необходимых качеств — внимательно прочесть, продумать эту книгу, и решать конкретную задачу, применяя описанные здесь технологии. В первую очередь — алгоритм анализа и разрешения проблемных ситуаций (см. ниже). Применение этого алгоритма активизирует творческое мышление и развивает творческие способности.


ТИПОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ

Любовь к науке — это любовь к правде, поэтому честность является основной добродетелью ученого.
Л. Фейербах

Истинный ученый не может не быть скромным: чем больше он сделал, тем яснее видит, как много еще осталось сделать.
А. Франс



Нарисовать единый психологический портрет творческой личности (ученого или художника) невозможно, поскольку способности и личностные характеристики каждого человека формируются индивидуально, по-разному.

Г. Селье, один из наиболее прославленных представителей мировой медицинской науки, выделил 16 типов научных работников:

1) «Коллекционер» — все новые (ранее не публиковавшиеся) факты для него одинаково интересны и одинаково бессмысленны, ибо он даже не пытается их оценить и проанализировать.

2) «Совершенствователь приборов и методик» — так захвачен процессом улучшения методики, что не имеет времени использовать ее.

3) «Книжный червь» — много читает, эрудирован, но не умеет работать руками.

4) «Классификатор» — отличается от собирателя фактов тем, что строит их в ряды, группирует сходные элементы. Подвержен риску создать классификацию по случайным, несущественным признакам.

5) «Аналитик» — в детстве разбирал часы, чтобы узнать, почему они тикают, но собрать их не смог. Став ученым, продолжает все разбирать на части. Не всегда помнит, что цель разъятия объекта на части — выяснить, как эти части можно соединить (см. раздел «Системный анализ»).

6)«Синтетик» — высший тип ученого, потому что анализ и классификация служат лишь подготовкой к синтезу. Но и ему грозит опасность, если он забудет спросить себя: стоит ли синтезировать то, что он синтезирует?

7)«Большой босс» — стремится к успеху, заставляя работать других, сам лишь натягивает вожжи и представительствует. Эгоистически жесток, обладает чугунным умом, не понимает того, что делают его подчиненные, но поддерживает миф о своем чутье на то, «что именно нужно сейчас в науке».

8)«Торопыга—бобр» — настолько преисполнен желания продвинуться, что не имеет времени подумать: а куда двигаться? Изучает проблему не потому, что она его интересует, а потому, что решив ее, он может подняться на очередную ступеньку карьерной лестницы.

9) «Холодная рыба» — постоянно выражает показной скептицизм и любит предрекать неудачи («не выйдет», «не получится», «не ново»). Не делает ошибок и не совершает открытий.

10) «Женщина, высохшая в лаборатории» — вся состоит из острых углов и лишена воображения. Беспощадна к человеческим слабостям подчиненных, неизменно влюбляется в непосредственное начальство. Полезна при выполнении однообразной работы, требующей аккуратности, и в укреплении дисциплины.

11) «Нарциссист» — благоговеет перед собственным талантом. С размахом и мастерством рисует роль своих работ в прогрессе человечества.

12) «Агрессивный спорщик» — в школе был способным всезнайкой. Главное для него — доказать свою правоту, для чего готов использовать сомнительные доказательства и не останавливается перед прямым обманом.

13) «Акула» — стремится поставить свою подпись под возможно большим количеством статей.

14) «Святой» — истинно чист в помыслах, словах и поступках. Его самозабвенный жертвенный альтруизм, к сожалению, мешает работе.

15) «Святоша» — лицемер и ханжа, маскируется под истинного «святого».

16) «Добропорядочно-благоразумный» — добросовестный кормилец семьи. Пресная невинность, отсутствие фантазии и инициативы делают его непригодным к подлинной исследовательской работе.

Разумеется, типы 7-16 к категории подлинного исследователя уже не относятся. В типология Селье много метких и точных наблюдений. Она свидетельствует, в частности, что талантливому ученому присуща склонность к юмору и «игре». А именно, она иллюстрирует еще одну особенность одаренного человека: отсутствие непроницаемой стены между работой и шуткой. Нередко острота служит для разрядки, кратковременного отключения и отдыха даже в минуты сильнейшего творческого напряжения и сосредоточенности.

Полушутливая типология Селье ничуть не уступает «серьезной» типологии Гоу и Вудвортса:

1) «Пионер» — открыватель путей в неведомое, создатель новых школ и направлений;

2) «Фанатик» — увлечен до одержимости какой-либо идеей или областью исследований;

3) «Эрудит» — образован и начитан, но лишен стремления к поискам нового;

4) «Диагност» — критичен, обладает зорким глазом, легко замечающим чужие просчеты, уязвимые места теорий;

5) «Техник» — успешно решает поставленные другими задачи, на лету подхватывает и осуществляет идеи, доводя их до завершения, до реального результата;

6) «Эстет» — любит утонченные интеллектуальные проблемы, особенно ценит изящество в их решении;

7) «Методолог» — придает важность не самому решению проблемы, а методологическим предпосылкам и тем выводам, которые можно извлечь из того, каким путем решалась данная задача; поэтому он любит обсуждать свои проблемы с коллегами;

8) «Независимый» — ученый-одиночка, не любит работать в коллективе, избегает руководящих постов и уклоняется от необходимости подчиняться.

Творчески мыслящий человек обычно проявляет познавательную активность не только в узкой профессиональной области. Он не довольствуется приблизительными сведениями «из вторых рук«, «эрудицией понаслышке», а стремится уточнить свои знания, добраться до первоисточников, выяснить мнения специалистов, «дойти до самой сути». Он проявляет взыскательность и критичность, даже придирчивость и скепcис, как только обнаруживает в получаемой информации противоречия, логические неувязки и натяжки.

Он часто прибегает к толковым и энциклопедическим словарям, отыскивая нужное слово. Попутно он застревает на других словарных статьях и толкованиях, а когда доберется все же до сведений, ради которых взял в руки словарь, то долго еще листает его, вычитывая что-нибудь новое. Вообще, чтение словарей не кажется ему нелепым занятием.

Перечень особенностей творчески одаренной личности может включать и такие черты, которые общество считает социально нежелательными. Это такие качества, как сомнение в общепризнанных истинах, бунтарство, неприятие традиций, критический взгляд на такие вещи, которые, якобы, должны быть «священными». Эти качества порождают трудности в общении, вызывают неудовольствие, досаду и неприятие окружающих.

Наш знаменитый физик академик П.Л.Капица выдвинул формулу «творческого непослушания». Если человек ищет новое и не хочет следовать существующему, ибо оно его не удовлетворяет, то ясно, что непослушание есть одно из коренных свойств, проявляющихся в творческом человеке, ищущем и создающем новое в науке, искусстве, литературе и философии.

«Основной стимул любого творчества — это недовольство существующим. Наблюдатель недоволен существующими процессами и придумывает новые, ученый недоволен существующими терминами и ищет более совершенные, и т. д.» . Чем сильнее противоречия, с которыми сталкивается ученый (писатель, художник, изобретатель), тем интенсивнее его творческая деятельности, тем выше его активность, энергичный настрой его умственной и эмоциональной системы.

Дальше уже от общества зависит, станет ли оно бороться с подобным ослушником и старательно сокращать его еретическую жизнь, либо же использует его незаурядный потенциал, его сумасшедшие, новаторские идеи по возможности полностью, и тогда его могучий интеллект явится серьезным гарантом его здоровья. Как отмечал В.И.Вернадский, «Мысль не есть форма энергии. Однако она может изменять материальные процессы».

Творческие люди — не ангелы. Как и обычные люди, они также подвержены глупым, неконструктивным и бесполезным привычкам. Они могут быть упрямы, раздражительны, скучны, вздорны, эгоистичны или подавлены, не защищены от необоснованного тщеславия, амбиций и пристрастий, тревог и сомнений в себе. Из-за чрезмерной сосредоточенности они не переносят пустых сплетен и легких «салонных» разговоров, могут вести себя так, что это подавляет, шокирует или оскорбляет других.

Присущее творческой личности повышенное стремление к самоутверждению может принимать патологические формы — например, злонамеренного непризнания или умаления заслуг своих коллег и «конкурентов».

Талантливые люди могут периодически испытывать повышенную возбудимость, или душевное смятение, проистекающее от постоянной готовности к восприятию впечатлений (или «открытости», даже «душевной обнаженности»). Как правило, это бывает с людьми художественного, артистического, склада. Последние могут допускать срывы в поведении, пытаясь разрядить внутреннюю напряженность запоем, загулом, казалось бы, немотивированными поступками, вызывающими недоумение и злобу обывателя.

Однако распознавание творчески одаренной личности по «богемным» чертам — ненадежно и рискованно. Эти черты не являются составной частью таланта, они могут лишь сопутствовать ему.

Нас сотворил творец. ТВОРЕЦ. И, стало,
Нас творческое с Ним роднит начало.
В том, кто творит, — всегда есть образ Божий,
Будь ты какой угодно гнусной рожей.
Б.Заходер

В основе трехтомного труда историка Л. Н. Гумилева «Этногенез и биосфера Земли» (1979) лежит концепция пассионарности (от латинского passio — страсть). Пассионарность — свойство личности, заключающееся в непреодолимом внутреннем стремлении к целенаправленной деятельности, связанной всегда с изменением общественного, природного окружения.

Этот психофизиологический феномен противоположен инстинкту самосохранения. Пассионарность может быть связана как с повышенными или исключительными способностями (талант, гениальность), так и со средними. Тщеславие, властолюбие, жадность, по Л. Н. Гумилеву, — проявления пассионарности, свойственной почти всем людям, но в разной мере. Пассионарность легко рождает как подвиги, так и преступления, исключает лишь равнодушие. Для пассионариев характерно посвящение себя той или иной цели (нередко иллюзорной), к которой они иногда стремятся в течение всей жизни.



ГЕНИАЛЬНОСТЬ

Гений — это личность, решающая огромную социально значимую задачу в результате пожизненной концентрации своих сил. Способность к абсолютной самоотдаче, к предельному и запредельному напряжению, — вот принципиальное отличие гения от таланта.
В.П.Эфроимсон

Мы начинаем понимать, что даже самые счастливые люди живут много ниже своих возможностей, и что большинство людей развивают не более ничтожной доли своей потенциальной умственной и духовной мощи. Человечество в действительности окружено обширной областью нереализованных возможностей, требующих изучения.
Дж. Хаксли



Один из выдающихся ученых-генетиков ХХ—го века В.П.Эфроимсон обосновал три важнейших в проблеме гениальности понятия: «потенциальный гений», «развившийся гений» и «реализовавшийся гений«. Исходя из общегенетических данных, он приводит к неумолимому выводу: гениями рождаются. Однако только ничтожно малая доля родившихся потенциальных гениев в гениев развивается.

Условия для зарождения потенциального гения — проблема генетическая, биологическая;

условия для развития гения — проблема биосоциальная;

условия для реализации гения — проблема социобиологическая.



ЗАКОН П.А.ФЛОРЕНСКОГО

Было бы нечестно утаивать, что гении, даже добившиеся признания, как правило, несчастны. Это нужно осознавать тем, кто истинно хочет (а, следовательно, может) стать гением.
В.П.Эфроимсон

Ложно утверждать, что гений всегда пробьется сам. Из ста гениев девяносто девять гибнут безвестными. Только преодолев несказанные трудности, каждый сотый достигает признания.
Рудольф Дизель

Нет большей ненависти в мире, чем ненависть невежд к знанию.
ГАЛИЛЕЙ

Страшную, непрестанную борьбу ведет посредственность с теми, кто ее превосходит.
О.Бальзак


История науки свидетельствует, что каждое великое открытие, почти каждая плодотворная идея встречала в научных корпорациях самое грубое непонимание, самое недобросовестное преследование.


В письме к родным из Соловецкого лагеря Павел Александрович Флоренский писал :

«Свет устроен так, что давать миру можно не иначе, как расплачиваясь за это страданиями и гонением. Чем бескорыстнее дар, тем жестче гонения и тем суровее страдания. Таков закон жизни, основная аксиома ее. Внутренне сознаешь его непреложность и всеобщность, но при столкновении с действительностью, в каждом частном случае, бываешь поражен, как чем-то неожиданным и новым. И при этом знаешь, что неправ своим желанием отвергнуть этот закон и поставить на его место безмятежное чаяние человека, несущего дар человечеству, дар, который не оплатить ни памятниками, ни хвалебными речами после смерти, ни почестями или деньгами при жизни. За свой же дар величию приходится, наоборот, расплачиваться своею кровью. Общество же проявляет все старания, чтобы эти дары не были привнесены. И ни один великий никогда не мог дать всего, на что он был способен, — ему в этом благополучно мешали все, всё окружающее. А если не удастся помешать насилием и гонением, то вкрадываются лестью и подачками, стараясь развратить и совратить...

Ломоносов, Менделеев, Лобачевский, я не говорю о множестве новаторов мысли, которым общество не дало развернуться (Яблочкин, Кулибин, Петров и др.), — ни один из них не шел гладкой дорогой, с поддержкой, а не с помехами, всем им мешали и, сколько хватало сил, задерживали их движение. Процветали же всегда посредственности, похитители чужого, ибо они переделывали и подделывали великое под вкусы и корыстные расчеты общества».

В этой инерции и стремлении сохранить существующее положение проявляется инстинкт самосохранения общества. Оно стремится сохранить в себе то, с чем оно смогло выжить и развиться до настоящего уровня цивилизации. Ведь выжило то, что выдержало испытание временем, что оказалось верным для жизни и развития людей в обществе.

Если бы человечество следовало заманчивым проектам прожектеров и авантюристов, оно не смогло бы существовать. Поэтому первая и естественная реакция общества на появление гения — обострение инстинкта самосохранения. Каждый, кто выделяется из толпы — потенциальный враг общества. Любая система стремится к стабильности, а гений — это дестабилизатор, он стремится к изменениям, и система защищается (принцип Ле-Шателье).

В работе Н.А.Бердяев писал: «Тот, кто вступил на путь творческий, путь гениальности, тот должен пожертвовать тихой пристанью в жизни, должен отказаться от своего домостроительства, от безопасного устроения своей личности. На эту жертву способен лишь тот, кто знает творческий экстаз, кто в нем выходит за грани «мира».

Гениальность по существу трагична, она не вмещается в «мире» и не принимается «миром». Гений—творец никогда не отвечает требованиям «мира», никогда не исполняет заказов «мира», он не подходит ни к каким «мирским» категориям. В гениальности всегда есть какое—то неудачничество перед судом «мира», почти ненужность для «мира». Гениальность непонятна «миру»,

В гениальности раскрывается жертвенность всякого творчества, его невместимость в безопасном мирском устроении. Творчество, раскрывающееся в гениальности, обрекает на гибель в этом мире. Обреченный гениальности не в силах сохранить себя в этом мире, не обладает силой приспособления к требованиям этого мира. Поэтому гениальная жизнь есть жертвенный подвиг. Гениальная жизнь знает минуты экстатического блаженства, но не знает покоя и счастья, всегда находится в трагическом разладе с окружающим миром.

Гениальная натура может сгореть, не воплотив в мире ничего ценного. Талант обычно создает ценности и оценивается. В таланте есть умеренность и размеренность. В гениальности — всегда безмерность. Природа гениальности всегда революционна. Талант действует в середине культуры с ее «науками и искусствами». Гениальность действует в концах и началах и не знает граней. Талант есть послушание. Гениальность — дерзновение. Талант от «мира сего». Гениальность от «мира иного». В судьбе гениальности есть святость жертвенности, которой нет в судьбе таланта».

В основе трехтомного труда историка Л. Н. Гумилева «Этногенез и биосфера Земли» (1979) лежит концепция пассионарности (от латинского passio — страсть). Пассионарность — свойство личности, заключающееся в непреодолимом внутреннем стремлении к целенаправленной деятельности, связанной всегда с изменением общественного, природного окружения.

Этот психофизиологический феномен противоположен инстинкту самосохранения. Пассионарность может быть связана как с повышенными или исключительными способностями (талант, гениальность), так и со средними. Тщеславие, властолюбие, жадность, по Л. Н. Гумилеву, — проявления пассионарности, свойственной почти всем людям, но в разной мере. Пассионарность легко рождает как подвиги, так и преступления, исключает лишь равнодушие. Для пассионариев характерно посвящение себя той или иной цели (нередко иллюзорной), к которой они иногда стремятся в течение всей жизни.
Tags: ЗАКОН П.А.ФЛОРЕНСКОГО, ИНТУИЦИЯ, КОЖЕВНИКОВ Д.А., НАУКА, НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПАМЯТЬ, РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, СПОСОБНОСТИ, ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ, ТЕХНОЛОГИЯ НАУКИ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments