Ольга (osolntseva) wrote,
Ольга
osolntseva

Category:

Д.А.Кожевников Технология науки - предисловие

Д.А.Кожевников
Технология науки - предисловие


В биосфере существует великая геологическая, может быть, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе, в представлениях научных или имеющих научную основу... Эта сила есть разум человека, его устремленная и организованная воля, как существа общественного.

В.И.Вернадский


Наука — самое возвышенное воплощение Отечества: из всех народов первым всегда будет тот, который опередит другие в области мысли и умственной деятельности.

Луи Пастер


Первая человеческая потребность, выделяющая человека из животного мира, — потребность в совершенствовании орудий. Реализация этой потребности предполагает ТВОРЧЕСТВО. Трудовая деятельность человека с самого начала связана с творчеством.

По Аристотелю, «всякая наука есть кропотливо—точное исследование жизни». По А.Эйнштейну, «вся наука является не чем иным, как усовершенствованием повседневного мышления». Уровень цивилизации определяется множеством наук — фундаментальных и прикладных, вплоть до «науки страсти нежной, которую воспел Назон». Наука превратилась из исключительного явления в будничное занятие многих миллионов людей. Но истинное творчество не имеет массового характера. Как отметил академик Ю.А.Косыгин, «Современный работник науки — не обязательно умный человек: он человек умственной работы, а это не одно и то же».

Название этой книги — парадокс. В обычном понимании технология — это механическое повторение известных методов и приемов, рутина. Наука же — творчество, открытие чего-то нового в необозримом мире возможностей. Творческий процесс неформализуем, то есть относится к области искусства. Словосочетания «рутина творчества» или «рутина искусства» воспринимаются как абракадабра. Однако переход от уникального искусства, доступного талантливым единицам, к массовой, воспроизводимой технологии, типичен для всех видов человеческой деятельности.

Под технологией мы понимаем «выраженный в проектной форме синтез научных знаний и практического опыта, позволяющий оптимизировать производственный, информационный или социально—экономический процесс с экономией затрат труда, энергии, материальных ресурсов и социального времени». Это определение опирается на методологию выдающегося ученого 20-го века Побиска Георгиевича Кузнецова (1924—2000) и понятие «социального времени».

Технология науки — это то повторяющееся и закономерное в творческом процессе, чему можно научиться, и что гарантирует решение научных проблем в кратчайшие сроки с минимальными затратами.

Творческое познание мира — сложнейший вид человеческой деятельности. Орудием познания является весь человеческий организм, поскольку мозг не существует отдельно и независимо. Чтобы познавать мир, человеку необходимо прежде всего познать самого себя. Знание и использование законов физиологии, личностной и социальной психологии, умение развивать свои творческие способности, необходимы современному исследователю так же, как проблемное, модельное и алгоритмическое мышление, знание методов научного творчества, законов формальной и диалектической логики, системного анализа. Технология науки не только не уничтожает творческий процесс, но напротив, поднимает его на качественно более высокий уровень <...> .

<...> Ускорение научно-технического прогресса увеличило объем активного времени, затрачиваемого людьми на усвоение новых знаний, на выявление новых законов природы и общества. К началу третьего тысячелетия расширение объема знаний, накопленных человечеством, превратило в проблему способы их усвоения.

За последние десятилетия процесс обучения в сфере технических дисциплин и профессиональных навыков потребовал радикальных изменений. Потеряло смысл многое из того, что раньше называлось обучением. Методики обучения, опирающиеся лишь на изучение старого опыта, пытающиеся применять старые решения в новых условиях, устарели. «Профессор технической дисциплины лишь зря потратит время, если будет обучать своих студентов только тем навыкам и техническим решениям, которые в свое время преподавали ему: эти навыки и решения сейчас уже почти полностью устарели».

В студенческие годы развитие интеллекта характеризуется максимальной за всю жизнь человека скоростью мыслительных процессов. Великие ученые и педагоги всегда мечтали о превращении обучения в процесс активного познавательного творчества или в процесс творческого познания. Они желали своим ученикам почувствовать в жизни непередаваемое счастье творчества, совершенного открытия. Сегодня образование невозможно рассматривать только как процесс усвоения знаний: оно должно быть процессом развития Творческой Личности. Важнейшими типами интеллектуальных технологий двадцать первого века будут проблемное, системное, модельное и алгоритмическое мышление, наряду с технологиями, определяющими высокую культуру научного труда и научного творчества. Необходимо максимально раскрепостить личность, создать возможности для раскрытия творческого потенциала любого способного к этому человека. Студент и преподаватель должен чувствовать себя не орудием в чьих-то руках, не роботом, не объектом, а субъектом общественного развития .

В конце 20-го века Российское государство оказалось не в состоянии обеспечить науке и высшей школе достойное существование. С началом «рыночных« реформ большинство талантливых и энергичных молодых людей стало искать применения своим способностям в сферах, далеких от науки. Системный кризис науки, огромный разрыв между быстро возникающим новым миром и его пониманием вызвал распад научных школ, упадок интеллектуальной культуры, снижение требовательности к корректности мышления, деградацию профессиональной морали, засилье прагматизма.

Научно-педагогические кадры быстро стареют. На наших глазах снижается уровень научной культуры, — чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с авторефератами защищаемых диссертаций.

Для преодоления деградации в науке, экономике, культуре, нравственности, образовании необходимо предельное напряжение творческих сил России. Нам нужны открытия и изобретения, нам нужны гении.

Задача предлагаемого пособия — содействовать развитию творческой активности молодых исследователей и росту их научной культуры.


Начало. Продолжение см.https://osolntseva.livejournal.com/36142.html 
Tags: ИНТУИЦИЯ, КОЖЕВНИКОВ Д.А., НАУКА, НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПАМЯТЬ, РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, СПОСОБНОСТИ, ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ, ТЕХНОЛОГИЯ НАУКИ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments